Одной из задач, поставленных Лениным еще в 1917 году, было "обновление Интернационала", подразумевавшее разрыв с ревизионистами и создание нового международного коммунистического объединения. В духе традиций двух Интернационалов для учреждения нового международного союза социалистов нужен был конгресс. Такое количество противников существующего строя в период мировой войны могло собраться только на нарах.
С концом войны деятельность левых марксистских организаций получила в Западной Европе некоторые легальные возможности, но призывы к установлению Советской власти по-прежнему считались противозаконными. В силу этих обстоятельств единственным безопасным местом для проведения конгресса будущего Интернационала оставалась Советская Россия, добраться до которой было непросто.
24 января 1919 года 8 марксистских партий и организаций России, Австрии, Венгрии, Польши, Финляндии, балканских государств и США обратились из Москвы по радиотелеграфу к 39 партиям и группам Европы, Азии и Америки с предложением принять участие в международной конференции по созданию нового Интернационала.
Будущие коммунисты спешили, так как 3 февраля в Берне открылся конгресс, заявивший о восстановлении II Интернационала. Впрочем, на этот раз среди реаниматоров старой организации были преимущественно политики, успешно встроившиеся в послевоенные правительства.
В РКП(б) ждать прибытия многочисленных делегатов не могли и вынуждены были использовать организации левых социал-демократов, существовавшие среди бывших пленных и компартии, созданные в советских республиках. Всего удалось собрать 52 делегата от 35 партий из 21 страны.
I-й международный коммунистический конгресс открылся в Кремле 2 марта 1919 года в 18.10. При небольшом количестве делегатов, форуму не потребовались большие залы и шумная презентация. Первое заседание конгресса открыл В.И.Ленин, предложив прежде всего почтить память Карла Либкнехта и Розы Люксембург.
По предложению Г.В.Чичерина в президиум конгресса были избраны В.И.Ленин, Ф.Платтен и Альберт (Гуго Эберлейн). Затем было принято предложение Компартии Германии о том, что собрание ввиду малочисленности делегатов следует считать международной конференцией, а не конгрессом.
После утверждения повестки дня В.И.Ленин предупредил, что некоторые делегаты прибудут позже, а некоторые (вроде арестованных в Галиции венгерских коммунистов) скорее всего не приедут совсем. С большим докладом о революции в Германии выступил Гуго Эберлейн, сообщив привычным ко всему делегатам, что по сравнению с переездом из Берлина в Лейпциг поездка по России была образцом удобства.
В целом информация о положении в Германии не давала особых надежд на успешное развитие революционного движения, однако германский делегат завершил свою речь словами: "Я не думаю, что предаюсь излишнему оптимизму, утверждая, что коммунистическая партия в Германии, так же, как и в России, продолжает борьбу с полной надеждой на то, что недалеко время, когда германский пролетариат доведет революцию до успешного ее завершения и вопреки всяким Национальным собраниям, вопреки Шейдеманам и буржуазному национализму, установит пролетарскую диктатуру."
Подробно описал ситуацию в швейцарской социал-демократии Фриц Платтен, упомянув Цюрихскую стачку, подавленную с помощью сугубо нейтральных войск. C большим докладом о положении в России выступил Г.Е.Зиновьев. Заседание конференции 3 марта было посвящено докладу мандатной комиссии, с которым выступил Г.В.Чичерин, вкратце описавший полномочия отдельных делегаций. Довольно любопытным было положение делегата Рутгерса, который представлял одновременно Голландию, Американскую лигу социалистической пропаганды и японских социалистов.
После доклада мандатной комиссии выступили Раковский и Скрыпник, сообщивший о ситуации на Украине. Вслед за деятелями РКП(б) последовал большой доклад французского делегата Жака Садуля. В этот день участники заседания получили приветствия от левых социал-демократов, участвовавших в Бернском конгрессе.
4 марта с докладом о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата выступил В.И.Ленин, посвятив его объяснению преимуществ советской системы. Далее Председатель Совнаркома говорил о "разъяснении массам значения, важности и необходимости системы Советов". В.И.Ленин подчеркивал важность распространения Советов в Западной Европе, включая сельские районы. Кроме того, он говорил о борьбе за коммунистическое большинство в уже созданных советах, в которых активно действовали социал-демократы.
Тезисы В.И.Ленина стали основой для короткой резолюции "К тезисам о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата". На основе докладов Г.Эберлейна и Н.И.Бухарина были приняты тезисы о платформе Коминтерна. В этом программном документе вновь говорилось об установлении диктатуры пролетариата в форме власти Советов путем классовой борьбы, включая вооружённое восстание.
4 марта делегаты Раковский, Грубер, Гримлунд и Руднянский от имени Коммунистической партии Немецкой Австрии, Левой социал-демократической партии Швеции, Балканской революционной социал-демократической федерации и Компартии Венгрии поставили вопрос о основании Коммунистического Интернационала. И снова против этого предложения возражал Гуго Эберлейн, ссылаясь на недостаточную представительность конференции, однако на этот раз возражения были менее категоричны.
Идею создания III Интернационала поддержала высланная из Швейцарии секретарь Интернациональной социалистической (Циммервальдской) комиссии А.И.Балабанова, однако она отказалась передать архив "циммервальдистов" новому объединению, не согласовав этот вопрос с другими членами комиссии. Активное обсуждение вопроса завершилось поименным голосованием, в ходе которого все делегаты, кроме воздержавшегося Эберлейна, проголосовали за основание III Коммунистического интернационала (Коминтерн).
После официального "конституирования" организации Ф.Платтен заявил: "Мы продолжаем обсуждение в качестве "Конгресса Коммунистического Интернационала"." Следующим решением Коминтерна был роспуск Циммервальдского объединения, на чем В.И.Ленин настаивал еще с марта 1917 года. 5 марта 1919 года на конгрессе обсуждали вопрос об отношении к Бернской конференции II Интернационала. Отношение к правым социал-демократам кратко выразил Ф.Платтен: "Для нас II Интернационал умер".
Подробный анализ итогов Бернской конференции по материалам "Die Neue Zuricher Zeitung" сделал Г.Е.Зиновьев, завершив свою речь словами: "Происходит поединок между Бернским желтым Интернационалом и красным Интернационалом, который мы вчера основали. И не может быть никакого сомнения, что красный Интернационал одержит победу над желтым, и притом в самом близком будущем."
По вопросу "Международное положение и политика Антанты" конгресс заслушал доклад В.В.Оболенского. Говоря о позиции антантовских лидеров, докладчик обратил внимание, что, в отличие от Германии, они могут обойтись без открытых мирных переговоров с Советской России.
В.В.Оболенский сказал: "Мирная политика держав Согласия - блестящий образчик тайной дипломатии, которая решает судьбы мира путем сделок между уполномоченными финансовых трестов этих больших стран, каковыми фактически являются представители и правительства этих стран."
Эти мысли вскоре получили подтверждение в ходе подготовки конференции на Принцевых островах и миссии У.Буллита. 6 марта на последнем заседании конгресс принял "Манифест Коммунистического интернационала к пролетариям всего мира" и резолюцию о белом терроре. Было принято решение о делегировании членов в Исполком Коминтерна и образовании Бюро Исполкома из 5 человек.
На этом повестка дня была исчерпана. Неофициальным продолжением работы конгресса Коминтерна стали многочисленные митинги и собрания с участием делегатов. 6 марта по случаю основания Коминтерна в Большом театре состоялось торжественное объединенное заседание ВЦИК, Моссовета, МК РКП(б), ВЦСПС, профсоюзов и фабрично-заводских комитетов Москвы. 8 марта в Петрограде на заседании IX общегородской конференции РКП(б) присутствовали и выступали делегаты конгресса Ф.Платтен, А.Гильбо, О.Гримлунд и др.
9 марта состоялось торжественное заседание Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов в честь I конгресса Коминтерна, на котором выступили делегаты от Германии, Франции, Австрии, Сербии, Финляндии, Швеции и Швейцарии. Каждый из участников конгресса, наблюдая растущую поддержку большевиков, видел в этом подтверждение слов В.И.Ленина: "Грядет основание международной Советской республики." Во всяком случае, первые шаги в этом направлении были сделаны.
Протоколы I конгресса Коммунистического интернационала. М. 1933. О.Сенекина. Первый конгресс Коминтерна (1919 - 2-6/III 1934). Борьба классов. № 3. Март 1934. C. 12-21. Г.М.Адибеков, Э.Н.Шахназарова, К.К.Шириня. Организационная структура Коминтерна. 1919-1943. М. 1997. Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) и Коминтерн: 1919-1943 гг. Документы. М. РОССПЭН. 2004. 960 с. В.И.Ленин. I конгресс Коммунистического Интернационала 2-6 марта 1919. ПСС. 5-е издание. Т. 37. Коммунистический Интернационал в документах. 1919-1932. М. 1933.