Осень 1917 года проходила в Елисаветграде в упорной политической борьбе между меньшевиками и большевиками. Однако характерного для многих населённых пунктов Украины троевластия в городе не было. В Елисаветграде свободно действовал комиссар Временного правительства, городская дума и эсеро-меньшевистский совет. Старые власти чувствовали себя достаточно уверенно.
Важное влияние на горожан оказал приезд 21 ноября их земляка Г.Е.Зиновьева, выступившего с докладом об Октябрьской революции. 25 ноября при его участии прошло заседание Совета Рабочих Депутатов, на котором поставили вопрос об установлении Советской власти в Елисаветграде. 12-часовая дискуссия усилила позиции большевиков, но сломить эсеро-меньшевистское большинство Совета они не смогла.
Правда, и Центральная рада не сразу преодолела сопротивление елисаветградских властей. Только 19 декабря городская дума согласилась подчиниться киевскому начальству. Однако поддержать своих сторонников в критической ситуации Центральная рада не смогла.
21 декабря 1917 года в городе был образован новый совет рабочих депутатов, в котором большинство принадлежало большевикам и левым эсерам. Влияние нового органа власти расширялось постепенно. 18 января 1918 года был образован Елисаветградский военно-революционный комитет.
26 января удалось сформировать штаб Красной Гвардии, которому противостояли части Центральной рады. 28-го января в Елисаветград прибыл 657-й Прутский полк, согласившийся обезоружить гайдамаков. Тогда же в город прибыл отряд под командованием анархистки Маруси Никифоровой, который на следующий день разогнал городскую думу и разоружил гайдамаков и юнкеров.
В условиях начавшегося немецкого наступления советский комендант города Беленкевич попытался разоружить местных жителей, но столкнулся с вооружённым сопротивлением. Ревком был эвакуирован в Полтаву. Положением воспользовались эсеры и меньшевики, образовавшие Временный комитет защиты революции во главе с Лагутой.
В Елисаветград 24 февраля снова направили отряд Никифоровой, но он не смог пробиться в центральные кварталы и через два дня отступил. Тогда к городу перебросили части под командованием Полупанова, которые 26 февраля восстановили Советскую власть.
21 марта 1918 года в Елисаветград вступили австро-германские войска и сопутствующие отряды Центральной рады. В память об этом историческом событии 1 мая кто-то из местных чиновников предложил переименовать Кавалерийскую площадь в площадь Победы - в честь разгрома анархистов. К этому моменту в городе уже действовали власти Скоропадского.
Таким же бескровным в Елисаветграде был переход властных полномочий от гетманских учреждений к УНР. 19 ноября 1918 года без единого выстрела был разоружён добровольческий офицерский отряд и ученическая рота. 23 ноября 1918 года Елисаветградский гарнизон, состоявший преимущественно из галицийских сечевых стрельцов, без возражений подчинился Директории.
Объявленная в городе в декабре 1918 года мобилизация сработала против её организаторов. Оказалось, что никто не был готов кормить многочисленное плохо организованное войско. Кроме того, на призывные пункты пришли сторонники большевиков, тут же развернувшие агитацию против киевских властей.
По мере приближения Красной Армии, елисаветградский гарнизон становился всё менее стойким. В Елисаветграде постепенно формировался окружной военно-революционный комитет, имевший собственные вооружённые формирования.
В ночь на 2 февраля елисаветградские большевики вышли из подполья и приступили к захвату ключевых объектов города. На сторону красных перешла пулеметная рота и часть артиллеристов. В короткий срок был захвачен центр города, включая здание городской думы и вокзал. Однако товарная станция осталась под контролем сторонников Директории.
К полудню 2 февраля из Знаменки перебросили части УНР, которые выбили отряды ревкома из Елисаветрада. 3-4 февраля победу над большевиками ознаменовали серией еврейских погромов.
5 февраля восстание в городе возобновилось. В бой вступила артилерия, расположенная в местной крепости. К восстанию присоединились рабочие дружины завода Бургардта.
6 (7?) февраля 1919 года при поддержке восставших рабочих в Елисаветград вступил партизанский отряд под командованием П.С.Ткаченко и 1-й революционный Вознесенский полк. Сторонники Директории были разбиты. Город перешел в под контроль Военно-Революционного Комитета.
12 февраля едва легализовавшаяся елисаветградская большевистская организация призвала желающих вступать в РКП(б). В результате этого шага в партию стали записываться не только беспартийные, но и представители эсеров и меньшевиков. 14-16 апреля пришлось проводить перерегистрацию коммунистов, часть из которых пришлось исключить.
Нуждались в серьёзной чистке и некоторые части РККА. Особенно это касалось командования 6-й Украинской Советской дивизии во главе с Григорьевым. Положение осложнялось тем, что 15 апреля в Елисаветград прибыло пять эшелонов григорьевцев, которые почти сразу же втянулись в стычки с местными властями. 4 мая к беспорядкам в городе присоединилась григорьевская гвардия - Верблюжский полк.
7 мая на одном из городских митингов прозвучали слова: "Мы должны выяснить, что нас привлекло сюда: эта ли армия, которая стоит на станции, или же та гнусная власть, которая управляет городом". 8-го мая по городу был расклеен универсал Григорьева, призывавший к организации новых Советов и свержению старых. В тот же день был разогнан военный комиссариат, а военный комиссар Жгенти был арестован. 9 мая григорьевцы блокировали и разоружили советские воинские части, а также кавалерийские курсы и караульный крымский батальон.
Несмотря на фактический переворот, коммунисты некоторое время продолжали действовать легально. 10 мая состоялось собрание делегатов, приехавших на уездный съезд Советов. Приглашённый на встречу с делегатами григорьевский командир Горбенко заявил, что он не против коммунистов, но некоторые из них вызывают возмущение. Вслед за этим были расстреляны около 30 членов РКП(б). Несмотря на угрозу со стороны григорьевцев, был образован Елисаветградский уездный ревком.
Положение в городе становилось все более запутанным. В Елисаветграде действовал ревком, а основные силы григорьевцев двинулись в направлении на Екатеринослав и Кременчуг. 12 мая в 6.00 отряд из 175 коммунистов и разоружённых курсантов захватил станцию Елисаветграда. Часовых удалось обезвредить, узнав пароль. Батальон Верблюжского полка был обезоружен без единого выстрела. В тот же день Елисаветградский совет принял воззвание против Григорьева.
Однако атаман не смирился с потерей Елисаветграда. 13 мая григорьевцы пошли на штурм города, но были отбиты, потеряв 2 пушки и несколько пулеметов. Кроме того, красноармейцы захватили 400 пленных. В ночь с 14 на 15 мая штурм повторился. В бой Григорьев бросил более значительные силы, включая артиллерию. До определённого момента их удавалось сдерживать.
15 мая советское командование подтвердило: "Елизаветград наш". Однако в этот момент произошёл перелом. На сторону григорьевцев перешёл отряд матросов во главе с Павловым. Путь в Елисаветград был открыт. Григорьевцы ворвались в город, устроив трёхдневный погром, в ходе которого погибли более трёх тысяч евреев, не считая других категорий горожан.
Особенно усердствовал григорьевский комендант Елисаветграда Фролов. Уездный съезд крестьянских депутатов занял примирительную позицию, сосредоточившись на переговорах с григорьевцами. Только вечером 17 мая под нажимом депутатов Павлов издал приказ о прекращении погрома. Впрочем, к этому моменту грабить было некого. 19 (23?) мая 5-я стрелковая дивизия выбила мятежников из Елисаветграда.
Григорьевщина была разбита, но Григорьев никуда не исчез. Остатки бандитов действовали в окрестностях Елисаветграда. То и дело приходили сообщения о налётах на сёла, совхозы и артели. В начале июля 1919 года к этим нападениям подключились сбежавшие из Гуляйполя махновцы. Для борьбы с бандитизмом 5 июля в городе была объявлена мобилизация.
В ответ григорьевцы и махновцы решили сорвать работу военного комиссариата. 9 (11?) июля в 4.00 они под видом крестьян на возах въехали в город. Одна группа захватила военный комиссариат, а другая - железнодорожную станцию. Елисаветградский гарнизон отреагировал на этот налёт оперативно.
Отряд, очищавший станцию, возглавил находившийся в городе Председатель ВУЦИК Г.И.Петровский. К 6.00 бандиты были выбиты из города. Красноармейцы захватили 4 пулемёта и 2 бомбомёта. К числу советских потерь можно было отнести разгромленный на станции вагон Петровского и потерянную печать ВУЦИК.
13 июля в 4.00 григорьевцы снова ворвались в Елисаветград. На этот раз их целью была местная тюрьма. Бой был недолгим. Григорьевцы захватили тюрьму и освободили арестованных. Кроме того, они захватили территорию крепости и часть города. Против григорьевцев были брошены части РККА при поддержке артиллерии. Бои в городе проодолжались до 20.00 и закончились победой красноармейцев. Больше Григорьев не беспокоил елисаветградцев, а 29 июля атаман был убит при участии Махно.
Место, освободившееся после разгрома григорьевцев, было тут же занято петлюровцами и махновцами. 6 августа 1919 года против Советской власти выступила часть Бобринецкой караульной роты, которая при поддержке местных крестьян двинулась на Елисаветград. Войск для противодействия этому мятежу не оставалось, поскольку им приходилось отражать деникинское наступление и набеги махновцев из Помошной. С 11 августа в Елисаветграде действовал организованный меньшевиками "Временный Комитет управления городом". Фактически в городе установилось своеобразное двоевластие.
16 августа повстанцы из Бобринца под командованием Нестеренко ворвались в Елисаветград. До 19.00 их сдерживали части Братского полка и коммунистический батальон, которые затем отошли на станцию и успели эвакуироваться. 17 августа город был захвачен батальоном 1-й Кавказской дивизии деникинцев.
Численность белых была невелика, но их вполне хватило чтобы устроить в Елисаветграде очередной погром. Однако противостоять отрядам Махно они не смогли. 21 августа город был захвачен махновцами, но там они продержались недолго и вынуждены были отступить под давлением деникинских войск.
Начавшийся 21 сентября 1919 года рейд колонн Махно парализовал деникинский тыл. Неудивительно, что 24 сентября петлюровскому отряду Нестеренко удалось без больших усилий захватить Елисаветград. На этот раз петлюровцы ограничились освобождением заключённых из местной тюрьмы. В тот же день под огнём деникинского бронепоезда они оставили город.
27 сентября начальник елисаветградского гарнизона готовился уже к отражению махновцев. Переполох в городе был большой, но Махно не собирался там задерживаться. 2 октября 1919 года одна из махновских колонн ворвалась в Елисаветград, но была выбита и, не задерживаясь, двинулась к Кривому Рогу.
25 декабря под Елисаветградом появились красные повстанцы. Они даже попытались атаковать город, но были отбиты. Через день к Елисаветграду подошли красноармейцы 12-й армии, однако и на этот раз белым удалось удержать позиции. Только 24 января 1920 года деникинцы оставили Елисаветград.
Некоторые детали елисаветградских событий можно найти в фильме Митты "Гори, гори, моя звезда". Что-то похожее случалось во многих провинциальных городках Украины. Теперь сходство ощущается и в названии местечка Кропивницы, напоминая современное название областного центра - Кропивницкий.