May 22, 2021 10:30
Действия армии Врангеля обеспечивались поддержкой флота, противопоставить которому красное командование могло только наскоро переоборудованные гражданские суда. Однако на суше силы белогвардейцев выглядели не так убедительно. Десанты врангелевцев на побережье ни разу не удалось предотвратить: ни в Хорлах, ни в Кирилловке, ни у Абрау Дюрсо. Правда, не все десанты смогли развить успех. Проблемы у белых начинались вдали от моря.
Точно так же случилось и десантом Улагая в августе 1920 года. Но ведь белых могли остановить и на берегу. Это несложно было сделать, внимательно наблюдая за ситуацией в Керченском проливе. Проще это было сделать с острова Тузла или косы Чушка, но корабельная артиллерия белых легко снесла бы любые наблюдательные пункты.
В крайнем случае такой пункт могли установить на мысе Тузла, обеспечив его телеграфом или радиосвязью с Новороссийском и Екатеринодаром. Остальное зависело от возможностей белых скрытно прошмыгнуть в Азовское море ночью или туманным утром.
Другой шанс красные имели у Приморско-Ахтарской, где они могли развернуть артиллерию и пулеметы. Если бы на берегу врангелевцев встретили не две роты с парой пулеметов, а бригада с десятком орудий, Улагаю пришлось бы отказаться от высадки. Конечно, белые потрепали бы береговые батареи, но операцию на Кубани пришлось бы отменить.
Выгоды от сорванного десанта Улагая могли дополняться определёнными сложностями, связанными с появлением неиспользованной конницы под Александровском или Юзовкой. В свою очередь, Южный фронт можно было пополнить за счет 9-й армии. Не исключено, что поражение на Кубани ускорило бы разгром Врангеля на несколько недель. Выигрыш невелик, но в общем зачете и такой успех был важен.
Улагай