Оригинал взят у
utro_vecher в
За правильную активность позиции пара словПопался тут на глаза совершенно прекрасный текст.
"Главная проблема украинцев - покорность как психологическая зависимость от власти. Это залог успеха нынешней правящей элиты, главная ее ставка. Пока покорные в большинстве - она непобедима.
Вечером 30 декабря в поезде, следовавшем из Луганска в Киев, мой сосед по плацкарту, попытавшийся разложить свою нижнюю боковую полку, потерпел сокрушительное поражение - упоров, фиксирующих ее, попросту не было.
Проводница категорически отвергла предложение переложить мужчину на свободное место (они были и оставались свободными до конечной станции).
Вместо этого она принесла оцинкованное ведро с надписью "для туалета", поставила его под полку, накрыла многократно сложенным одеялом и победно удалилась.
Подвижная часть этой конструкции все равно находилась на несколько сантиметров ниже уровня полки и работала как пружина.
На мое предложение помочь обжаловать это издевательство мужчина ответил невнятным: "Нет-нет, не стоит, я попробую так...".
В итоге купив билет за ту же цену, что и все остальные пассажиры, он вместо оплаченного сервиса получил бессонную ночь: ворочался, просыпался, бродил по вагону, с завистью смотрел на пустые нижние полки, но упорно отказывался признавать свою ситуацию несправедливой и унизительной.
Зависимость украинцев от власти - даже если её олицетворяет проводница плацкартного вагона, мелкий исполкомовский клерк или участковый - впечатляет.
Такие люди испытывают психологический дискомфорт каждый раз, когда власть "унижает их за их же деньги", но свои страхи и слабость они рационализируют стремлением к "миру и стабильности", желанием "сохранить единство", даже христианскими ценностями - смирением, человечностью, добротой (власть в меру сил помогает им формулировать эти установки).
Если таким людям указывать на бездействие, их дискомфорт усиливается и запускается другой защитный механизм - агрессия по отношению к тем, кто об этом говорит.
Низкий уровень ассертивности характерен для представителей практически всех социальных групп. Мы все поражены этим. Каждый из нас имеет такие склонности и поступает так в определенных ситуациях.
Потуги "видеть человеческое" в каждом, кто вытирает о нас ноги, уже завели слишком далеко. Своими трусостью и равнодушием мы построили страну, где пьяный прокурор, родственник судьи, политик или бизнесмен может убить человека и остаться безнаказанным, где депутаты местных советов за бесценок распродают нашу землю, наши школы, заводы и фабрики...
Если мы действительно хотим изменений, нам следует заменить "культуру покорности" - "культурой протеста".
Протест этот гораздо труднее и кропотливее революций, на которые мы выходим раз в десятилетие, когда уже нет никаких сил терпеть. Он должен быть будничным и каждодневным - не прощать ни единого случая чиновничьего хамства, не спускать с рук ни единого мошенничества производителей товаров и услуг.
Давайте сопротивляться любой несправедливости, допущенной в отношении нас, и помогать делать это тем, кто нас окружает.
Высказывайте все, что вы думаете, чиновнику, при вас унижающем посетительницу исполкома, водителю маршрутки, позволяющему себе курить прямо в салоне, гаишнику, без оснований остановившему автомобиль…
Достаточно будет того, что вы не промолчите и тем самым дадите понять и нарушителю, и окружающим, что подобное недопустимо.
Еще лучше, если вы найдете 15 минут для того, чтобы оформить свои претензии письменно - даже простая запись в книгу жалоб или обращение к начальству нарушителя имеют куда больший воспитательный эффект, чем мы привыкли считать.
Винницкая активистка Лариса Полулях, чей знакомый пострадал от произвола милиции, сформулировала идею автономной инициативы "родительский дозор". Она убедила своих друзей, дети которых могут стать мишенью "гопников в погонах", не проходить мимо, когда милиционеры останавливают на улицах подростков или молодых людей. Подходить и спрашивать милиционеров, в чем суть претензий, фиксировать данные правоохранителей и задержанных.
Оказалось, что практически в 100% случаев этого достаточно для того, чтобы милиционеры потеряли к "жертве" всякий интерес.
Подобные простые действия обеспечат куда более устойчивые изменения, чем революции. Более того, революции без них - лишь смена декораций.
Если не чувствуете себя достаточно уверенно для того, чтобы бороться с милицейским произволом или препятствовать губернатору пилить бюджетные деньги, - начните хотя бы с написания жалобы на обнаглевшую проводницу. Сделайте этот маленький шаг".
Отсюда:
http://www.theinsider.com.ua/politics/52ca7a86117f8/ Автор глубоко неправ, описывая таким вот образом украинцев как нацию. Вот как раз таки украинец среднетипичный в описанной ситуации в поезде скорее всего улегся бы на свободное место, не запариваясь лишнего никого ни о чем спрашивать. Ну, насколько я понимаю украинцев.
Но зато автор самым прекрасным образом живописал весьма и весьма распространенное в современном социуме явление, а именно: низкую степень ассертивности граждан.
С ассертивностью у этих самых граждан, как показывают и теоретические соображения, и практические наблюдения, дело обстоит весьма и весьма уныло. Граждане массированно уныло бродят, позвякивая кандалами разнообразных расстройств личности. А для многих из оных расстройств ассертивность представляет из себя, конечно, табу.
Вот возьмем, например, зависимостное расстройство личности. Что есть ассертивность? В переводе с психологического на общечеловеческий - это склонность и способность неспешно и обстоятельно, без истерик и нападок отстоять свою точку зрения, свою позицию, свою потребность по этой жизни.
А у зависимого человека общая идея такова: я слабенькое, немощное и бестолковое. Поэтому надежнее будет положиться вот на этого вот могучего человека, который обо мне позаботится и чуть что - выручит и спасет. Страх сепарации через это - один из главнейших страхов зависимостного человека: ибо если мы перестанем находиться в плотной и дружной связке двух замечательных людей - меня могут и не спасти, чего доброго. Если шо вдруг случится.
Отсюда - ну какая нахрен ассертивность? Сплошное принятие - с готовностью! - точки зрения многоуважаемого могучего человека. Руководствуясь иделами добра, справедливости и гуманизма.
Но вот только всю жизнь так не проживешь, ибо иногда, например, многоуважаемому человеку желается петь и плясать, а твоему организму желается дремать на диванчике, занавесив шторы до приятного полумрака, и ну никак это не сопрягается.
И тогда зависимостный человек терпит до последнего, сколько может, пока оно совсем уже не накопится.
А потом, понятно, взрывается.
Но даже и взрывается эдак вот обычно, чтоб на всякий случай дорожку оставить к благоденствию. Прибегая к так называемому пассивно-агрессивному поведению. То бишь язвит, саботирует, бухтит и так далее, и всегда готов чуть шо доложиться: ненене, я ж только за все хорошее и против всего плохого!
В общем, всяко устраивает и себе и людям неудобства по жизни.
Хотя все, на самом деле, очень просто. Читаем умную книжку под названием "The Cognitive Behavioral Therapy Workbook for Personal Disorders" от Джеффри Вуда, размышляем, берем на вооружение, пользуемся.
"Теперь, после того, как вы определили цели своей ассертивности, давайте обсудим, как вам получить то, чего вам хочется. Когда вы утверждаете что-либо в ассертивной манере, вы делаете это совершенно недвусмысленно и прямо, при этом не попирая прав другого человека. Для сравнения, люди, которым свойственно общаться в пассивной манере, зачастую излагают вокруг да около, не говорят, чего они хотят, четко и прямо. А те, кто общаются агрессивно, зачастую нападают на других. Ниже приведено несколько примеров.
Неассертивное утверждение: "Эмгм... Я тут вот думал, правильно ли будет, если бы я мог, эмгм, вернуть эту рубашку. Ну, если это возможно".
Ассертивное утверждение: "Здрасьте! Эта рубашка мне не по размеру и мне в ней как-то неудобно. Хотелось бы вернуть".
Неассертивное утверждение: "Ты хочешь, чтоб я посидела с твоими детьми сегодня вечером? Ну хорошо, у меня другие были планы, но мне кажется, что это не так уж важно. Да, конечно, я посижу".
Ассертивное утверждение: "Не, я таки извиняюся. Сегодня вечером побыть нянечкой не смогу. Я уже планы на этот вечер определила, и мне их менять будет неудобно".
Неассертивное утверждение: "Привет, Мелинда. Я тут подумала, что, может быть, тебе не будет очень неудобно, если бы ты смогла, эмгм, помочь мне тут кое с чем".
Ассертивное утверждение: "Привет, Мелинда. Я тут сильно надеюсь, что ты сможешь мне помочь с домашним заданием, которое задал мистер Браун. А то я что-то ничего не понимаю".
Неассертивное утверждение: "Ты можешь заткнуться? Ты вечно приходишь домой с работы и ноешь. Прекрати уже меня напрягать!".
Ассертивное утверждение: "Майкл. Я извиняюся, шо я тебя перебиваю. Но мы вот все время говорим за новости, когда ты домой приходишь, и я после этого всегда впадаю в печаль и тоску. Давай, может, сегодня за ужином уже о чем-нибудь другом поговорим?".
Неассертивное утверждение: "А что ты делаешь на этих выходных? Ничего? Ох. Ну ок. Я тоже ничем не занята. Пока".
Ассертивное утверждение: "Я ничем не занята на выходных, и, если ты тоже свободен, то, я надеюсь, сможем увидеться? Мне очень нравится с тобой время проводить".
И далее, после этих примеров, автор продолжает с моего любимого: "Заметьте!".
Заметьте, пишет он, насколько более ясны и доходчивы ассертивные высказывания в сравнении с неассертивными. А это потому что, продолжает мудрый и полезный автор, потому что всякое ассертивное высказывание отвечает на три вопроса:
1) Что имеет место быть в данной ситуации касаемо ваших личных перспектив? То есть - факты.
2) Каковые чувства вызывает у вас сия ситуация? То бишь - эмоции.
3) Каковые результаты лично вы желали бы иметь из этой ситуации? То бишь - потребности и желания .
Пользуйтесь. Работает, многоуважаемые. Проверено в лучших лабораториях Минздрава! То бишь вкратце: че имеем, каковые чувства сие вызывает, чего желаем иметь.