Четвертый пост о суфизме. Суфии - исламские монахи

Nov 20, 2021 14:03


Всю свою жизнь суфии занимались тремя вещами: молились, постились и бодрствовали. Так же, как монахи-христиане, они отказывались от всех земных радостей и давали обеты молчания и безбрачия, чтобы, отрекшись от мира, подготовить свою душу к слиянию с Богом.


Read more... )

вера, ислам, суфизм, анахореты, отшельники, мусульманство, история, монахи, религия, аскетизм

Leave a comment

nuajrat52 November 25 2021, 18:10:10 UTC
Спасибо, много интересного!
Я кажется понял, что меня цепляет или "царапает". Вы суфиями считаете в том числе тех, кто таковыми по моему не являлся, а только называл себя.
Мой студенческий друг, а ныне богослов, философ и православный священник из Белгорода Виктор Толстиков как-то высказался о количественно-качественном составе своих прихожан, тех, что формально являются православными христианами. Формально, они крещены, носят крестик, ходят на службы иногда может даже сами молятся и сами себя считают христианами. Но отец Виктор называет их "захожанами". По его оценке, где-то 90% христиан - "захожане". То есть истинно верующими являются не более 10% из них.
Я считаю, что среди мусульман примерно так же.

Виктор прикидывал сколько храмов в Белгороде, какой процент жителей (по большим церковным праздникам) ходит на службу и пр. Не помню точных цифр, где-то менее 10% населения - вместимость храмов (около 40тыс емнип), из них менее 10% истинно верующих, меньше 1% от населения получалось.
Суфизм изначально подразумевал мистические переживания. А людей способных на мистические переживания по моей оценке много меньше одного процента. У меня нет данных для корректной выборки, я конечно же субъективен, но не сильно ошибаюсь.
Чел может считать себя глубоко верующим и способным на мистические переживания, пока их однажды не испытает. И только тогда он поймёт, что это такое на самом деле, и... И сможет отличить суфия от тех, кто только называет себя так, ибо с первых слов описывающих эти переживания, понятно, переживал ли их чел на самом деле. Это как описание радуги слепым от рождения человеком - только для других слепых годится.
Я может быть слишком категоричен, но когда вижу суфий/аскет - не верю)
Конечно в современном обществе (а в нашей стране это особо приветствовалось) можно и религиоведением заниматься и научные степени иметь будучи атеистом, не говоря даже об отсутствии мистических способностей. Максимум, что получится - очередной учебник по атеизму.
То, что Вы пишите, как исторический обзор - замечательно; я много нового узнал. Но как попытка выделить суфизм - каша. Уж извините за резкость.
С уважением.

Reply

vl_sokolov November 25 2021, 23:07:14 UTC
Спасибо, замечательный комментарий. Все, что вы пишете, верно. Никто не отличит подлинный мистический опыт от подделки, кроме тех, кто этот опыт реально пережил.
Конечно, большинство тех, кто назывался суфием, по сути ими не являлись: они следовали внешней традиции, наработанным практикам, установленным нормам, каждый с той или иной степенью искренности и в силу своего понимания и своих возможностей. Но, хотите вы или нет, с точки зрения историка именно они составляют движение суфизма, а не отдельные мистики, каких бы глубин они не достигали. Точно так же "захожане", о которых вы пишите, по факту формируют жизнь современной Церкви и определяют след, который она оставляет в обществе и в памяти потомков. Не я считаю их суфиями или христианами - они сами себя считают, а я лишь показываю то, что происходит и как вера и религия воплощаются в человеческом обществе и к чему это приводит.
Я понимаю, от чего вас коробит, и сожалею, что приводимые мной сведения производят впечатления какой-то карикатуры на суфизм. У меня нет такого намерения. Я не стараюсь "выделить" чистый суфизм, не сужу о подлинности или неподлинности чьего-то мистического опыта и не пытаюсь делать вид, что разбираюсь в том, в чем не разбираюсь. У меня другая задача: рассказывать о том, что было, по возможности полно и беспристрастно, ничего не проповедуя и не осуждая. Если собранные мной факты выглядят слишком предвзятыми и смахивают на учебник атеизма, значит, я задачи своей не выполнил и зря потратил время.
Еще одно. Вы говорите с позиции мистика и, к сожалению, сразу проявляете характерный для эзотериков недостаток: высокомерие к непосвященным. Истина прежде всего, люди потом. Помнится, один историк православной церкви предлагал вместо хроники событий писать только историю святых, считая все остальное не имеющим отношения к делу. К чему, мол, дрязги каких-то древних патриархов, столкновения церковных партий, безумства еретиков - разве это как-то выражает суть христианской веры? Думаю, вам должна быть близка такая позиция. Меня же интересуют все, как святые, так и грешные; и те, кто прозрел, и те, кто остался слеп.

Reply

nuajrat52 November 29 2021, 10:27:25 UTC
Спасибо за комментарий! Вы в нём затронули так много всего, что если я буду писать, с чем не согласен или как выглядит моя позиция по тому или другому вопросу, я не осилю, это на трактат по философии.
Два подхода к изучению истории, которые меня "царапают", если попытаться их выделить как форму исследования материала, а я не историк и не философ, я вообще технарь по образованию, мне выражать свои мысли, своё отношение, это как "рожать" каждое предложение. Кое-что вё же попробую выразить (несомненно польза от таких занятий есть, если не заигрываться умом).
Мне не нравится точка зрения, что история человечества - это история войн. Это такая крайняя поляризация, своего рода фильтр, пропускающий только суждение по примитивнейшей "да-нетной" логике. За бортом остаётся почти всё, что составляет сущность бытия. Но структура в таких трудах есть; она жёсткая, слишком упрощённая, но всё же структура, и материал не разваливается бесформенно, хотя по мне так это слишком категорично.
Другая крайность, а их не две на самом деле (это как смотреть), когда весь материал в кучу бесформенно почти, мне сильно не хватает структуры. Всё же такой материал мне намного интересней. Из него можно почерпнуть много нового. И автор не навязывает (почти) свою позицию (я и про Ваш материал примерно так). Хочешь - бери, а нет - проходи мимо. Хотя это уже и не крайность, не знаю как по другому назвать.
Попробую подойти с другой стороны.
Наше восприятие/мышление устроено почти как аналоговый компьютер: на каждую идею-мысль своя микросхема. Из воплощения в воплощение медленно и постепенно, как веточки кристаллов, чел выращивает эти веточки-микросхемы и множество связей между ними. По сути восприятие - это резонанс, чем более полный, тем глубже понимание вопроса, темы, идеи. Всё голимая физика. И даже мистика, просто это более сложная физика. Если упрощённо, то всё (понимание сложных идей) сводится к тому, есть ли у чела достаточно сложная подходящая схема, чтобы резонировать. Всё как в радио, например, для приёмника длинных волн УКВ как бы не существуют, он на них не резонирует.
Я о том, что структура нужна, ну хотя бы эволюционная составляющая, в смысле эволюционного развития сущности. Представьте что один чел воплощался семь тыс раз (с момента сотворения Богом), другой девяносто тысяч раз, а третий всего пятьсот раз. Вообразите, насколько различаются их аппараты осмысления/восприятия действительности (менталы). И это планета Земля. Людей с десятками тыс воплощений за спиной на этой планете единицы, они скорей всего "воспитатели" в детсаду-яслях, коими является наша планета в ближайшем пространстве, даже деток старшей группы, каковыми являемся мы с Вами, на планете немного.
А высокомерие эзотериков - это "зеркало" тех, кто не достаточно срезонировал, не в теме (пока).

Reply


Leave a comment

Up