Когда-то я уже говорил про
ранний суфизм, но это явление настолько мощное и крупное, что сколько о нем не пиши, все будет мало. Кто не знает суфизма, тот не знает ислама. Начиная с 12 века, это - главный и решающий стержень всей духовной и повседневной жизни мусульман.
(
Read more... )
Только к суфизму невозможно так приблизиться. Не тот инструмент, как мне кажется; согласен с репликой выше, инструмент из учебника атеизма прям.
Всё, чего Вы касаетесь, о суфизме, только про внешние формы в основном, это шелуха суфизма. А суть суфизма не выразить словами (что вовсе не говорит о том, что этого не стоит делать), это бульон, питательный, живой (полный жизни), без которого ислам бы давно высох, выхолостился и превратился в свою противоположность наверное, что происходит (как мне кажется) с христианством, в котором уже почти нет таких (живых) течений, только отдельные мистики.
Ум - слишком грубый инструмент, чтобы постигать мистику. Мистика же в основе любой (живой) религии. Постигать подобное подобным, то есть резонировать, или по другому мистика - это духовная практика, будхиальная, а не ментальная. Ум - инструмент ментальный, а ментал слишком груб, чтобы взять им будхиальное. Граблями можно конечно воздух загребать, но очень не эффективно.
Очень трудно выражать мистические (будхиальные) чувства, это как из воздуха фигурки лепить. Некоторые люди (поэты-суфии) это умеют, но чтобы на их произведения резонировать, надо резонатор соответствующий иметь. Это как радиоприёмник, который может принимать трансляции тех волн, на которые может быть настроен, а если нет у него, скажем, УКВ диапазона, то и не примет. То есть "имеющий глаза, да видит". И это не про элитарность, это голимая физика.
Цитаты у суфиев Вы выхватываете прямо в десяточку (резонируете жеж), но рассмотреть берётесь только внешнюю оболочку - вот что я так неуклюже пытаюсь выразить.
С уважением.
Reply
Reply
Материалы систематических исследований в любой науке обычно интересны только специалистам, подбирать и излагать их так, чтобы было интересно дилетантам от истории (таким как я) при этом не гоняясь за сенсацией и не увлекаясь альтернативщиной, трудно наверное. Ваши статьи я читаю с интересом и много нового узнаю. Спасибо.
Reply
Reply
Хотя конечно судить о глубине веры относительно среднего жителя то же, что про среднюю температуру по госпиталю, но разница с исламским миром весьма заметна. Материальные критерии, такие, как количество построенных/ восстановленных храмов относительно густоты населения хорошо иллюстрируют тенденции развития или усыхания если не самой религии, то её популярности.
Если исихазм не афишируется, как Вы выразились, то в чём же его живительная способность? Вопрос конечно риторический.
Reply
Исихазм как мистическое явление в православии всегда старались прикрыть от чужих взоров, от пустого любопытства экзальтированных обывателей жаждущих "духовного просветления" между завтраком и обедом. Поэтому об исихастах обычные прихожане узнают чаще всего случайно, в том числе случайно узнал и я.
Дело в том исихией, умной Иисусовой молитвой, запрещено заниматься исключительно ради достижения просветления, или как это называют исихасты растворения в Фаворском Свете. Это не должно стать целью, в таком случае высок риск морока, развития ложных галлюцинаций, психических расстройств.
Преображение исихаста чаще всего становится заметным для окружающих: у них резко уменьшается потребность в еде, без ощущения чувства голода, меняется взгляд, иногда создаётся ощущение что меняется даже пространство вокруг них.
Я помню какое невероятное и непонятное ощущение покоя, умиротворения меня охватывало рядом с одним священником - отцом Сергием, причем мне просто хотелось сидеть с ним рядом и молчать. О том что он был исихастом я узнал только после его смерти.
Сейчас основные мировые центры исихазма это конечно же Афон, Валаам и Соловецкий монастырь, но на самом деле исихасты есть везде где имеются более менее крупные православные общины.
Reply
Спасибо! Интересно.
Reply
Leave a comment