Кое-что о еде и посуде

Apr 17, 2020 04:48


Жизнь  многих богатых мусульман в халифате протекала в сплошных удовольствиях. Читая биографии некоторых багдадских правителей, можно подумать, что они приходили к власти только затем, чтобы как можно больше наслаждаться жизнью. Когда однажды халифу аль-Мансуру приготовили вкусное блюдо из бараньего мозга и сахара, он простодушно воскликнул: вот каких удовольствий хотел лишить меня Ибрахим! (Так звали лидера шиитов, который пытался свергнуть его с трона).



Удовольствия и роскошь были главными приманками, которыми притягивали к себе власть и двор. Халиф аль-Махди как-то пригласил к себе Шарика аль-Кади, не любившего придворной жизни, и предложил ему сделать выбор: стать судьей, учителем его сына или один раз с ним отобедать. Тот выбрал обед как самое легкое, но за едой ему подали сгущеный мозг с медом и леденцами, и Шарик испытал такое наслаждение, что не смог покинуть двор и в конце концов стал и судьей, и учителем, и сотрапезником халифа.



Даже ученые, считавшиеся образцом аскетизма, нередко склонялись к «сладкой жизни». Хунайн ибн Исхак, известный врач и переводчик, был известным сибаритом и гурманом. День он начинал с верховой прогулки и все время до обеда проводил в бане, где заворачивался в халат и долго потел, выпивая чашу с вина с печеньем и зажигая ароматические палочки, которые окуривали его тело благовониями. Чаще всего он так и засыпал прямо в бане. Потом ему приносили обед: крупного цыпленка, тушеного в соусе, и огромную буханку хлеба. После обеда ученый снова спал, а проснувшись, выпивал литр вина и закусывал сирийскими яблоками и айвой.

Еда

Еда была одним из главных наслаждений арабской жизни. В исторических записках того времени халифы и другие известные личности подробно обсуждают особенности приготовления еды, считая это не менее важным и серьезным делом, чем занятия поэзией, географией или медициной. Широкое хождение имели книги по кулинарии, по большей части написанные в стихах. Такие выдающиеся люди, как поэт Ибрахим ибн аль-Махди или историк Сули, составляли подробные описания разных блюд и гастрономических рецептов.



Больше всего арабы ели хлеба, мяса и молока. В багдадских домах тысячами солили бараньи и бычьи головы, но не брезговали и ягнятиной, курами и битой дичью. Любили дорогую рыбу, которую привозили издалека: осетра из озера Ван (Персия), тунца из Средиземного моря.

Особенно популярны были тушеные овощи с мясом и фруктами. На столы вельмож подавали горох с гусятиной, горячую морковь в масле, рыбу и репу в уксусе, жареного козленка с мятой и тархуном, куропаток, «тардины» (пирожки с мясом и другими начинками), маслины, баклажаны, спаржу и красные вареные яйца. Для остроты в блюда добавляли особый «задохшийся» тархун, дикий тимьян и чеснок, каперсы с майораном и гвоздикой, соленый индийский гранат, острый сыр, горчицу, миндаль, виноградный соус и сладкий лимон, посыпанный амброй и сахарной пудрой.

Вот популярный в то время рецепт пирожков с мясом: берем красное мясо, сало, кольца лука, имбирь, капусту, кориандр, гвоздику, перец, руту и соль. После варки заворачиваем все это в лепешку и скрепляем края. Получившийся пирог обмазываем ячменной кашей и загибаем края вверх. Наконец, пропекаем его в масле, подаем на горячем блюде и едим с горчицей. И все это подробно описывалось в стихах.



Трапезы при дворе могли продолжаться по несколько часов. Когда халиф аль-Кахир начал экономить, он ограничил обед двенадцатью переменами блюд. При других халифах такие перемены насчитывались десятками: аль-Масуди пишет, что один только сладких блюд было тридцать.

Арабы были страшными сладкоежками. Сахар они извлекали из тростника и свеклы: именно арабы заразили любовью к сахару европейцев, заново привив им утраченный после римлян вкус к сахарной свекле. Высушенным сахаром набивали ивовые трубки и ставили их в ледник, чтобы он затвердел, а потом запечатывали края гипсом. Сладости готовили в основном из сушеных фруктов, меда и орехов, но в принципе сладкие блюда могли делать из чего угодно, включая овощи и мясо. Таким был, например, сикбадж: цыпленок в винном уксусе с луком, медом и морковью. Багдадцы знали и мороженое с фруктами: на лето в подвалы засыпали лед и на десерт смешивали его с апельсинами, лимонами, фисташками или абрикосом.

Естественно, жители жаркого климата обожали фрукты. В Багдад из южной Аравии везли огромные грозди винограда - одна гроздь могла занимать целую корзину. Финики тысячами караванов привозили из персидского Кермана. Свежие дыни доставляли в свинцовых ящиках, наполненных льдом, а спелые яблоки - упакованными в мех.



У столичных жителей были свои предпочтения: из дынь они больше всего ценили исфаханские с зеленой кожей и красной мякотью, настолько сладкой, что ее нельзя было есть, не запивая водой. Знатоки уверяли, что с исфаханскими дынями можно сравнить только бухарские и хорезмские, а абрикосы и айву из Исфахана нельзя сравнить ни с чем.

Лучшим инжиром считался аль-вазири (то есть из Вазирийи), который был вкусней сирийского, арджанского и хулванского. Говорили, что у него самая тонкая кожица, зернышки самые мелкие, а мякоть - самая сладкая и нежная.

Богачи при этом презирали смоквы, арбузы и гранаты - они были дешевы, и их ело только простонародье.

Посуда и другие вещи

Искусство изготовления посуды у мусульман стояло очень высоко. Арабы и персы любили ослепительно яркий декоративный стиль, где бьющая в глаза восточная роскошь сочеталась с неожиданной легкостью и тонкостью рисунка. Их чаши, тарелки, кубки, вазы, столовые приборы можно отнести к лучшим образцам прикладной культуры.

На этих изделиях почти никогда нет людей - их изображения были запрещены исламом, -  зато очень много животных. Мастера делали подставки, супницы и солонки в виде фигурок верблюдов, львов, рыб, кошек или сидящих обезьян. Некоторые чаши или кубки можно было брать в руки и читать как книгу с рисунками и цитатами из Корана и хадисов. На бронзовом подносе изображали целый рай: фон из переплетенных ветвей с бутонами был усыпан райскими гуриями в виде женщин-птиц. Иногда у женщин оказывалось львиное тело, и они превращались в сфинксов.

В поздние века арабам особенно нравились изделия из стекла и хрусталя: графины, рюмки, стаканы, аптекарские склянки-«пузырьки», бусы. Стекло мусульманские мастера делали всех цветов - вишневое, черное, оливковое, оранжевое, фиолетовое, желтое, синее, - и на эту радужную поверхность плотно накладывали узоры в виде сеток, ромбов и розеток. А края чаш, светильников и чернильниц оправляли в бронзу или алебастр.

А теперь посмотрим красивые картинки.



































быт, арабы, повседневная жизнь, предметная культура, история, культура, еда, Багдадский халифат

Previous post Next post
Up