Краткое предисловие:
В этой теме и ее развитии, такие топовые достопримечательности Чентро Сторико как Сан Пьетро и остальной Ватикан, Форум, Колизей, Капитолий и Алтарь Отечества, Испанская лестница, пьяццы Навона и дель Пополо, вокзал Термини, фонтан Треви будут сознательно минимизированы, до двух-трехразового появления, в связи с некоторой банальностью и главное, слишком массовым участием в кинолентах.Такая же участь постигнет и "джигарханянов":-) римского кино из районов за пределами центра (Газометр,район Э.У.Р., собор Сан Джиованни дон Боско и т.п.).Основное внимание будет уделено другим, "нераскрученным" местам центра и за его пределами...
1945 г. "Рим - открытй город" реж.Роберто Росселлини
Специалисты много спорят с какого все-таки фильма начался неореализм. Кто-то считает, что предтечей была "Одержимость" (Ossessione,1943) Лукино Висконти, кто-то полагает, что главные контуры направления обозначил
Витторио де Сика в "Дети смотрят на нас"(I bambini Ci Guardano,1943), а кто-то видит важнейшим первоисточником
"Люди на дне"(Uomini Sul Fondo,1941) Франческо де Робертиса. В одном все сходятся, что "Roma Città Aperta" -
безусловный манифест неореализма...
Главные герои фильма Пина(Анна Маньяни) и дон Пьетро(Альдо Фабрици) жили в районе Pigneto, прилегающем к древним городским воротам Porta Prenestina (сейчас
Porta Maggiore).
Прогулка вдоль железнодорожных путей (порта Пренестина на заднем плане)...
"маски-шоу" в иcполнении немецких оккупантов на via Montecuccoli...
...и далее на раёне...
Сейчас эта часть Пиньето значильно перестроена, большая часть домов и других строений снесена, расширены улицы и построена гигантская транспортная развязка.
Сохранившиеся старые дома в непосредственной близости от Porta Prenestina...
на дальнем плане...
...та самая новая транспортная развязка Tangenziale Est ...
Дон Пьетро служил в церкви Santa Elena fuori Porta Prenestina...
А вот сьемки внутри церкви, видимо проводились в другом месте - алтари не похожи...
Конспиративная стрелка (священник таки вступил в ряды Сопротивления) на мосту Tiburtina...
Бойцы Сопротивления пытаются отбить арестованных в Мальяне, с видом на Palazzo della Civilta del Lavoro в районе
E.U.R....
Дворец Труда, он же в народе "Квадратный колизей"...
Характерный для многих фильмов Росселлини эпический финал.
Монтемарио, via Cornelio Nepote...
Слева картина Саломона Корроди "Рим с Монтемарио" 1876 г., справа и ниже актуальное состояние дел на местности...
1948 г. "Похитители велосипедов" реж. Витторио де Сика
Главный герой (далее ГГ) временно неработающий Антонио Риччи (непрофессиональный актер Ламберто Маджорани), со своей семьей - женой Марией (Лионелла Карелл) и сыном Бруно (Энцо Стайола) проживал в новосторойке района Val Melaina, на северной окраине Рима...
Район еще долго потом обустраивался и сейчас выглядит так...
Но до- и послевоенные "Черемушки" можно легко отыскать...
Поездка в центр города в те времена была довольно сложна. Сначала нужно было пешком дойти до моста
Ponte Tazio...
Этот мост через вторую римскую реку Аньене - приток Тибра...
С виду ничем непримечательная, обыкновенная речка-говнотечка...
Однако в период половодья может резко расширить сознание и продемонстрировать крутой нрав...
У моста Тацио нужно сесть на автобус и доехать до ворот
Porta Pia...
...где пересесть на другой автобус, доставлящий уже в нужную конечную точку маршрута...
"Посадка в бесплацкартный вагон носила обычный скандальный характер"(с)"12 стульев"...
Памятник берсальерам, тоже устроившим здесь у Порта Пия 20 сентября 1870 года, нехилую давку...
В фильме похищение велосипеда (ГГ повезло и он нашел работу расклейщика афиш, при обязательном наличии своего велосипеда) согласно заявлению в полицейский протокол, произошло на виа Флорида. Однако, это не так - виа Флорида , южная граница Ареа Сакра Арджентина, а на фото четко видно, что место преступления - via Francesco Crispi в районе
Колонна(III)...
После случившегося в фильме злодеяния, расклейщики афиш категорически отказываются работать здесь...
Главный злодей (ГЗ) - непосредственный исполнитель "тайного похищения чужого имущества по предварительному договору с другими лицами"(с) "Золотой Теленок"...
Уход в отрыв от пелотона на виа Франческо Криспи...
...с последующим прорывом через тоннель Traforo Umberto I в Сокольники
Монти(I). "Там есть где спрятаться"(с)...
ГГ с друзьями начинают поиск похищенного транспортного средства на второй крупной барахолке города -
piazza Vittorio-Emanuele...
И продолжают на главной барахолке города
Porta Portese. Здесь удалось пропалить ГЗ и его компаньона, мерзкого вида старикашку...
Погоня за ГЗ успеха не имела. На заднем плане справа Il Gasometro(Газометр). Это техническое устройство распределят газпромовское голубое топливо по районам Рима...
Очень хорошо виден практически из любой части города южнее центра...
Особливо эффектен по ночам...
Упустив ГЗ, ГГ тем не менее, на мосту Ponte Palatino прихватывает старичка-сообщника...
Но старичок оказался хитрожепый, прикинулся шлангом и развел ГГ на "не в теме"...
Однако нервы таки подкачали и на концу моста старичок спуртанул, чем проявил свою сущность. Спуртанул мощно, продемонстрировав удивительные для его возраста скоростные качества и выносливость. Упилил аж до терм Каракаллы, где сховался в церкви
Santi Nereo e Achilleo...
Хитрожепый старец, опять настигнутый ГГ в церкви, и там обвел его вокруг пальца, после чего поиски приняли бесцельный характер....
ГГ с сыном оказались у моста Ponte Duca d'Aosta...
Где разругались...
Но пережив стресс от того, как чуть не утонул другой мальчонка, замирились...
На набережной Lungotevere in Augusta...
...между мостом Ponte Cavour...
...и мостом Ponte Margherita...
Было принято решение отметить замирение сочным обедом в ресторации
Antico Bottaro ...
Click to view
Интерьер ресторана сильно изменился с тех пор .Но это и неудивительно, позиционирущийся в фильме как пафосный ("Синьор, это не пиццерия!"), врядли бы даже близко мог считаться таковым, при сохранении прежнего вида. Кухня в нем сейчас кстати, не римская, а апулийская...
Дальнейшие поиски на полный желудок, оказались плодотворными - на via della Paglia в Трастевере злодей нагло прошествовал мимо наших героев...
Погоня!...
Но местная трастеверская братва прикрыла ГЗ, не помогла даже вызванная полиция...
Точное место "разбора в Трастевере" найти не удалось. Если это произошло реально по раскадровке в конце виа делла Палья, то его и на самом деле сейчас нет. Старые кварталы у подножия Монторио реконструировали и сейчас там в основном приличные кондоминимумы. А так, в Трастевере полно похожих переулочков. Могло быть и здесь...
...или здесь. А мадонеллу могли запросто временно поменять..
Опять пошли бесцельные брожения и оказавшись на набережной Фламинио...
ГГ с сыном дошли до стадиона Торино, где в тот день "Лацио" принимал "Модену"...
К олимпиаде стадион Торино перестроили и переименовали в стадион Фламинио...
В футбол благородный Лацио теперь тут больше не играет. Играет Скуадра Адзура в игру со странными воротами...
...и странным мячом. И фанаты какие-то странные, вместо пивка - банан....
У стадиона, увидев множество велосипедов ГГ решился сам пойти на угон...
..но был схвачен...
..и отх*ячен...
Впрочем не сильно. Пара тумаков средней тяжести и все.Как говорится, отделался легким испугом.Болельщики Лацио люди культурные...
Т.к. место к олимпиаде было очень сильно реконструировали, можно предположить, что финальная фаза фильма проходила где-то здесь:-)...
1948 г. "Под солнцем Рима" реж. Ренато Кастеллани
Пацанская сага о римском районе Сан Джиованни.
Вид из квартиры одного из главных героев...
По положению относительно ворот порта Сан Джиованни и кованой ограде балкончика, вычисляем
окно квартиры...
Его друг проживал двумя этажами ниже...
Вместо жилого дома, напротив теперь большой универмаг:-)...
Здесь сложнее...какое-то из двух окон:-)...
Этот угол между via Appia Nuova и via Taranto, в те года нес важную общественную функцию, как пункт мелкорозничной торговли...
Сейчас это просто угол....
За забором строительство обновляемой станции метро Сан Джиованни. Она станет пересадочной с новой линией C...
Чиро (Оскар Бландо) спуртует по улице via Ardea...
А это Джеппа (Франческо Голизано) зависает на античной стене на фоне собора Сан Джиованни ин Латерано...
...изрядно заросшей в сегодняшние дни...
Он же, на ступенях собора...
В октябре 2010 г. здесь было жарко...
...даже огненно...
Чиро ищет спасения от сотрудников военкомата...
Такой узор на ограде....
...в Ospedale del Salvatore...
...имеет одна единственная дверь...
Встретившись у городской стены...
Друзья хулиганят на площади piazza di Porta San Giovanni...
Положительня героиня, правильная девушка Ирис (Лилиана Манчини) развивающая отношения с Чиро, предьявляет отрицательной Тоске (Джизелла Мональди), девице с социально безответственной линией поведения...
Пиццерия здесь осталась, только столики на улицу уже не выставляют...
Три товарища на via di San Giovanni in Laterano...
Они же у тогдашних новостроек, в районе улицы via Magna Grecia....
...и у Арки Константина...
Точность идентификации фонарного столба - плюс/минус соседний:-)...
Московские пацаны 70-х шарились по стройкам новых домов и научно-промышленных объектов...
Римская пацанва конца 40-х тусовалась по обьектам, сдача которых в эксплуатацию произошла задолго до основания Москвы...
Вечный Город хорош своей компактностью: в одну сторону, в паре шагов античные сооружения центра,
в другую - пересеченная местность с живой природой...
...и водоохранными обьектами...
Canale dell'Acqua Mariana в парке Appia Antica...
Московские пацаны в таких местах не купались, не в уровень...бассейн "Москва", Серебрянный бор, Водный стадион, Нагатинский затон, это - да!, а в такой речке-говнотечке, ну разве что тритонов ловить. Про взаимоотношения римской братвы с тритонами не в теме, а купались в подобных лужах активно, даже умудрялись тонуть...
На заднем плане - городские ворота Porta San Sebastiano..
Парк Каффарелла...
Тоска встречает Чиро у городских ворот Порта Пренестино...
...сейчас называемых Порта Маджоре (Porta Maggiore)
Решительный, прощальный разговор Чиро и Тоски у моста Ponte Lungo на via Appia Nuova...
Тона явно повышенные...
Там же, у понте Лунго..."Харэ базарить, пацаны ждут!"...