Верховный суд Российской Федерации по апелляционной жалобе представителя ООО "Тункатранссервис" 16 июля 2014 года признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 18, 19 части 2 статьи 4, статью 8.1 Закона Республики Бурятия от 23.11.1999 № 292-II "Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия" (в редакции Закона РБ от 13.12.2013 № 219-IV "О внесении изменений в Закон РБ "Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Республике Бурятия")
http://www.vsrf.ru/vs_cases5.php?date=16.07.2014&search.x=31&search.y=14 Напомню, что региональные власти установили, что с 01 января 2014 года перевозчики пассажиров по заказу должны согласовывать места посадки (высадки) неопределенного круга пассажиров с уполномоченным исполнительным органом госвласти Республики Бурятия, т.е. с министерством транспорта, в порядке, который примет указанный орган.
Таким образом, пассажирские перевозки по заказу чиновники взяли под свой контроль, что соответственно противоречит установке федерального законодателя.
Не согласившись с этим, ООО "Тункатранссервис" изначально обратилось в арбитражный суд Республики Бурятия для рассмотрения вопроса о законности данных изменений. На заседании судебной коллегии приняли участие прокуратура Бурятии, три представителя Народного Хурала РБ. Освещение хода и результатов судебного заседания обеспечили журналисты из ТРК "Ариг Ус"
http://arigus-tv.ru/news/item/63278/ Однако, арбитражный суд прекратил производство по делу, мотивируя тем, что нормативные правовые акты подлежат оспариванию в арбитражном суде только в том случае, если в законе прямо указано на это.
Поэтому заявитель обратился в Верховный суд Республики Бурятия с требованием, признать внесенные изменения в региональный закон недействующими, т.к. регулирование отношений в сфере пассажирских перевозок относится к компетенции Российской Федерации, а не ее субъектов.
Решением Верховного суда РБ от 28.03.2014 в удовлетворении требований отказано. Судья пришел к выводу, что оспариваемые положения приняты Народным Хуралом РБ в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, поскольку направлены на обеспечение организации транспортного обслуживания населения и безопасности дорожного движения, права и законные интересы заявителя не нарушают.
Однако, судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ в составе председательствующего Пирожкова В.Н., судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А. не согласилась с таким заключением суда первой инстанции, поскольку оно не было основано на нормах материального права. Как указано в определении суда, условия перевозки по заказам, в том числе и в части согласования мест посадки (высадки) пассажиров, устанавливаются только сторонами гражданско-правового договора, т.е. договора фрахтования. Законодатель субъекта Российской Федерации осуществил правовое регулирование в сфере гражданских правоотношений, что является прерогативой федерального законодателя, следовательно, оспариваемые нормы приняты Народным Хуралом Республики Бурятия с превышением полномочий.