Постмодернизм, или почему продюсеры воруют мелодии

Apr 27, 2018 22:58

Почему продюсеры воруют мелодии? Причём они, бессовестные, тащат откуда угодно: из поп-музыки, из классики, рэпачок тоже подойдет, рок и металл - отлично! О, а вот звуковая дорожка из фильма! И этот семпл я знаю, он двадцать лет назад был в каком-то треке уже…

Чтобы понять, почему в современной электронной музыке так распространены бутлеги, цитирования, аллюзии, реминисценции и прочие отсылки, надо сначала выяснить, что такое постмодернизм.

Постмодернизм (в переводе с французского означающий «после модернизма») - это объёмное понятие, характеризующее состояние современного искусства, общественной жизни, массовой культуры. Проще всего понять на примере изобразительного искусства. Всё, что показано на иллюстрациях, - это постмодернизм. Да, даже демотиваторы. Кто назовёт оригинального автора картины, перерисованной в стилистике «Симпсонов»?













Само слово (применительно именно к современному состоянию культуры) придумал в 1970-е годы французский философ Жан Лиотар, а уже позже выделили характерные особенности постмодернизма в культуре - это:
Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового, эта культура не имеет собственного содержания и потому использует в качестве строительного материала предшествующие наработки - какие угодно. Однако это нивелируется тем, что постмодерн абсолютно не признает и не приемлет патетики (говоря иначе, понтов и пафоса); он иронизирует над окружающим миром и над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою вторичность; он, облекая всё в игровую несерьёзную форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы и курощая гламур как явление. К современной моде всё это тоже относится в полной мере; человек становится смешон именно тогда, когда воспринимает свой лук совершенно всерьёз.


Также нужно сказать, что зритель (или слушатель) в процессе восприятия постмодернистского культурного объекта играет активную роль, которая важна не меньше, чем роль творца. Потому что как минимум тебе нужно понять - Sefa и Dr. Peacock в треке This life is lost взяли мелодию Людовико Эйнауди не просто так, а чтобы ты вспомнил фильм, в котором она прозвучала, проникся его настроением и, возможно, оценил замысел. Но не исключаю, что им просто мелодия понравилась. Это тоже очень по-постмодернистски - со слушателем вполне могут заигрывать и даже троллить.
Мы все сейчас обитаем в этом постмодернистском пространстве. Эпоха классицизма прошла; настала эпоха радости узнавания классицизма (Джоконду на коллаже ведь все узнали?). Вот ещё одна причина иметь широкий кругозор - одно-единственное постмодернистское творение может иметь множество смыслов и быть более глубоким, чем кажется на первый взгляд, потому что каждая аллюзия и отсылка тянут за собой контекст, вызывают к жизни миры других произведений и ассоциаций. И чем больше ты знаешь, чем более образован - тем более глубоко постигаешь замысел автора и тем шире раскрывается для тебя веер смыслов и понятий произведения. Как вы думаете, осознанно ли Da Tweekaz пошли на создание клипа, похожего на клип Skrillex?

image Click to view



«А что касаемо цитирования… это очень здорово - взять и привнести что-то неожиданное и новое, красивое - в то, что уже… Это как взять и достать с чердака старую игрушку, сдуть с нее пыль, подмигнуть, оживить - и да будет Праздник!»
Е. Летов

Конечно, не всякое заимствование - это постмодернизм. Не надо быть как Филипп Киркоров. Не надо пытаться выдать чужое за своё ( неважно, в каком стиле музыки), оправдываясь тем, что нот всего семь. В случае сомнения дьявол кроется в деталях - в словах «ремикс» или «кавер»: хорошо, когда они есть; плохо, когда начинаются самоцитирования и подворовывания. Впрочем, электронная музыка изначально основана на семплировании, с неё взятки гладки, и скандалов на эту тему гораздо меньше.
Возвращаясь к вопросу, поднятому в начале текста: в постмодернистской реальности мелодии не воруют - это обзывается плагиатом и стоит много денег по судебным искам. Мелодии осознанно заимствуют в расчёте на их узнавание. Причём не только потому что не могут придумать свои - хотя это вполне себе резон, и современные продюсеры вовсе не обязательно композиторы, хотя это и не то, чем стоит гордиться (а вот современные скульпторы и художники должны уметь рисовать, иначе это не искусство, а ▮▮▮▮▮).

Постмодерн предполагает, что слушатель или зритель достаточно образован, чтобы распознать, откуда взят тот или иной фрагмент. Достаточно умён, чтобы подтянуть соответствующий культурный контекст и воспринимать объект именно в этом контексте. И обладает достаточно тонким чувством юмора, чтобы от души повеселиться над несерьёзностью всего этого балагана.

Зрителей не обманывают заимствованиями. Зрителей считают равными творцам - если они понимают суть постмодернизма.
Previous post Next post
Up