История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию,- Карл Ясперс
Попытался было через Интернет, в котором всё есть, отыскать смысл такого термина как Караван Истории. Но нашел только журнал «Караван историй», в котором описываются различные мировые исторические события различной значимости.
Всё больше убеждаюсь, что смысл мирового исторического процесса, действительно, недоступен человеческому пониманию.
И даже такое величайшее историческое событие как Октябрьская революция 1917 года воспринимается всеми превратно. И только наши поэты, далеко не её апологеты, оговаривались по Фрейду.
Так, поэма «Двенадцать» Александра Блока вполне может служить иллюстрацией метафоры Караван Истории.
Особенно удивительна заключительная строфа поэмы:
…Так идут державным шагом,
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой, невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
И это было написано из гущи революционных событий в январе 1918 года.
Там ещё упоминается «старый мир… как пес безродный».
Один из умников, связывающий себя с этим «безродным» миром, на днях назвал тех «державных» людей: «Эти выродки на сто лет приблизили конец истории».
Как это «приблизили», когда только через сто лет начали говорить о «Конце истории»?
Существует и другая метафора - «Корабль Истории». Её придерживался другой наш поэт-хулиган Сергей Есенин. В «Письме к женщине» у него об этих событиях говорится так:
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Это же - глазами очевидца, это же Ленину - хвала и слава!
Безо всяких «если бы да кабы»!