Овечкин и фильм "Небо"

Nov 23, 2021 22:01

Тут я получил отзыв о фильме «Небо» от уважаемого shtalmeister: Мне фильма слабой не показалась. И да, в концовке видел, что в зале люди плакали. Большинство - сорокалетние и старше, но была и заплаканная молодежь. https://vl09.livejournal.com/378154.html?thread=775210#t775210

Я не спорю с тем, что у кого-то реакция могла быть эмоциональная. Но если пересмотреть фильм спустя какое-то время то такой реакции уже не будет. А будет недоумение - это вот это довело меня до слез? Фильм слабенький, повторюсь. А вот событие о котором оно напоминает - сильное.
Чтобы правильно понимать что такое курсанты и с чем их едят, читаем Овечкина. Вообще, этот фильм - идеальный повод цитировать этого автора, чтобы узнать "а как там было на самом деле, в военных училищах 90-х гг. 20-го века?"

Задание было убрать плац от снега. Вместо этого они налепили грудастых снежных баб.

- Товарищи, курсанты! - Начальник учебного центра ходил перед строем, заложив руки за спину и смотря в пол. - Как вам не стыдно! Ну, просили же вас, как людей нормальных, убрать снег! А вы? Что сделали вы?
Он показал рукой в окно и нечаянно оторвал взгляд от пола туда же. А там уже офицеры и мичмана, все сплошь подводники и суровые витязи морских глубин со следами неоднократных автономных плаваний во взглядах, играли в снежки на торжественном плацу сиськами от наших баб, тактически умело маневрируя между их тел. И, конечно, он не выдержал и засмеялся, а потом махнул рукой:
- Ну что вы за люди-то! Одним приказал снег убрать, они баб налепили, другим приказал баб убрать, - они этими бабами в снежки играют!
https://www.litmir.me/br/?b=556680&p=6

Это к тому, какой вообще уровень военов нашей страны. Эти слова - не осуждение. Быть как дети не так уж и плохо. Это хотя бы отражается на военной этике и взаимном уважении - начальства и курсантов. И после этого подумайте, как теоретически некие курсанты могли уходить из училища. Неужели так, как показано в «Небе»? Да никогда.
Уходили наверняка полюбовно. Получается, что «Небо» сразу лишается конфликта. Не там создатели его искали. Совсем не там.
Ну вы просто задумайтесь. Фильм косвенно противопоставляет гражданскую и военную авиации. Это что за конфликт? Конфликт престижности?
Далее Овечкин еще.

Честь - понятие эфемерное и не относится ни к этическому, ни к правовому полю жизни человека. …Определений понятия «воинская честь» вы не найдёте вообще. То есть понятие такое есть, а вот определения у него нет.
В военно-морском училище в Голландии («Галоша», по-народному) на момент моего поступления в него было четыре факультета:
Первый и второй - специалисты энергетических установок и турбинисты, в народе - «китайцы».
Третий факультет готовил «маслопупов», это электрики. С восемьдесят восьмого года на этом факультете был открыт специальный класс киповцев («плафоны»).
На четвертом обитали «дусты» - химики.
То есть первый уровень защиты чести - защита чести факультета. Происходило это, в основном, организованными спортивными соревнованиями и всякими кавээнами. Но и на простецком, народном уровне тоже было.
Химики, например, ходили в баню мимо нашего общежития. И, конечно же, покушались этим на нашу честь, так как мы постоянно поджидали их на балконе четвёртого этажа с пакетами воды и пожарными шлангами.
- Фу-у-у! Дусты-ы! - орали мы, когда их строй проходил под нашими окнами, и дружно бомбили их водой…

Далее посмотрите как вразумляет курсантов один из главных «химиков». Прямо берите этот кусок в «Небо», цитируйте, а то начальник там и слова не сказал, собака загавкала!

Перед нашим строем не выступил заместитель начальника химического факультета, по прозвищу Конь:
- Товарищи курсанты! - декларировал он, ходя вдоль строя. - Все вы по отдельности чудесные и замечательные люди, но, как только собираетесь вместе, становитесь стадом пидорасов! Я не понимаю, как такая метаморфоза возможна в нашей бренной жизни. Кто-нибудь из вас может мне объяснить? Так я и думал, сейчас же вы, пидорасы, на плацу и обязаны выказывать мне молчаливое почтение, как старшему офицеру. Зачем? Зачем, я вас спрашиваю, вы обливаете моих курсантов всякими нечистотами? Ну, вот что они вам сделали? Да, я знаю, что вы считаете их бездельниками и разгильдяями. Но, ребята, когда вы придёте отдавать свои жизни на подводные лодки, химики придут вместе с вами и вместе с вами же будут служить вашей с ними Родине. Скажите, вам хоть стыдно?
- Сты-ыдно, - гнусавили мы в ответ.
- Не будете так больше делать?
Мы молчим - честь же факультета и вот всё вот это вот.
- Ясно. Вы все знаете, что я злопамятный, злой и еб…вый, за что меня и называют «конём». Так вот - летние издевательства я ещё потерплю. Но! Если! Слушайте внимательно, бандерлоги! Если зимой хоть одна падла кинет в моего химика водой, то я лично обещаю вам полный пи..ец и бессонные ночи!!! Всё понятно?
- Так точно! - хором отвечали мы.

Ну вот совсем другое настроение в училищах! Совсем, «Небо» очень неудачно наступило на эту тему. Или специально, чтобы не искать других, более острых и реальных конфликтов или от непрофессиональности.


А вообще, внутри училища жили очень дружно. Русские, белорусы, украинцы, дагестанцы, татары, аварцы, казахи, киргизы, молдаване и евреи ездили на каникулах друг к другу в гости. Лично я за время учёбы побывал в Дагестане, на Западной Украине и в Молдавии, и у меня в Белоруссии гостило человек пять-шесть.
Выше чести факультета шла честь училища. Защищали мы её путём убегания от патрулей и периодическими стычками с курсантами училища имени Нахимова.
Выше чести училища шла честь Родины. Защищать нам её пришлось, когда училище перешло к Украине после распада СССР. Нам всем было предложено принять присягу Украине и спокойно доучиваться дальше, но большинство делать это отказались, написав рапорта о том, что присягу менять считают делом, унижающим их честь и личное достоинство. Даже половина этнических украинцев из нашей роты захотели продолжить службу в российском Военно-морском флоте, потому что атомных подводных лодок на Украине не ожидалось, а к четвёртому курсу мы уже были пропитаны этой романтикой до кончиков ногтей. Одним из первых, кстати, офицеров в училище, принявших присягу на верность Украине, был Чингиз Мамедович Джавадов.
Потом начался вялотекущий процесс по переводу огромной кодлы курсантов и офицеров в какое-нибудь училище России. А попутно нас начали агитировать и показывать нам, что тут мы уже как бы чужие.
Сначала была табличка. Раньше на входе в учебный корпус висела советская с военно-морским флагом СССР.
Её сняли и повесили жёлто-голубую с трезубцем. Ни х.я себе наглость, подумали мы и разбили табличку в первый же день. Табличку восстановили и выставили возле неё вахтенного. Мы табличку опять разбили. Тогда выставили вахтенного с ножом - тот же результат. Потом выставили вахтенного с автоматом, но таблички так и не приживались до нашего отъезда в Питер.

Вот как могло быть противостояние администрации с курсантами. Ни один нормальный начальник не построил бы курсантов, зная, что они настроены резко против. Ни один бы начальник не решился стать посмешищем. В "Небе" это есть, а в реальности этого никогда не было. А если и было - ты, блин, офицер, а не тряпка, значит нужно быстро принимать меры, прямо на построении. И если это наказание - оно должно быть справедливым, все же курсанты - будущие офицеры. Но мог быть и шаг навстречу, разговор по душам. Я не понимаю, зачем этот фейк показали в "Небе"... Далее Овечкин рассказывает о том, что они защищали честь Родины утилизируя баллистические ракеты, которые превысили срок хранения в два раза - путем их пуска с подводной лодки в Баренцево море. Не закапывая в могильнике, потому что на это денег не было, а выстреливая ими на свой страх и риск.

И мы дважды в течение года, занимая стартовый коридор на глубине сорока пяти метров, стреляли полным боекомплектом, под изумлённые взоры американских военных наблюдателей. А Расея потому что, и нечего над ней смеяться.
Потом нас объявили лучшим на флоте экипажем по ракетной подготовке и в качестве благодарности за сэкономленные стране триллиарды разрешили нарисовать на рубке звезду с количеством ракетных пусков. Так и ездили мы потом с цифрой «51» на рубке. Командира тогда во второй раз представили к званию Героя РФ, но звезда до него опять не дошла, осев где-то в вышестоящих штабах.
- А что это у вас за цифра? - спрашивали у нас непричастные люди, тыча в звезду на рубке.
- А это внутренний телефон командира, - отвечали мы.
Обидно нам было тогда очень за командира нашего, он же честь страны своей отстоял всё-таки. В очередной раз.
Вот, в общем-то, и всё, что я имел вам сказать по поводу воинской чести на текущий момент. https://www.litmir.me/br/?b=556680&p=9

Вот это, блин, реальная история, а не «Небо». Родина забывает своих героев, еще как. Но герои они на то и герои, что они понимают, что Родине некогда помнить всех своих сынов... Хотя может быть это не Родина, а кто-то из чиновников... Вот о чем надо делать фильм, а не шпану сравнивать с моджахедами...

И т.д. Говорю же своим непритязательным языком Овечкин рисует гораздо более живую картину, чем авторы «Неба». Не особенно отличались училища одно от другого. Отец у меня сам учился в конце 50-х в летном училище. Я понимаю, что фильм «Небо» врет. Потому что профессия отличается повышенной ответственностью. И отбирали там людей тщательно, история заявленная в фильма - это фейк. Тупой драматургический.
Ну а уж что там накручено далее с гг и мелодрамой… жуть. Да, была в фильме заявка на жертву. На то, что отказавшись уходить из училища гг обрек себя в конце своей жизни на жертву во имя мира. И принял эту смерть с этим осознанием. Но уж более это неуклюже показано. Целование обручального кольца под куполом парашюта... не знаю... фантазия сценаристов, у которых завал по еще 30-ти другим сериалам... Возможно зрители эту жертву и видят. Но не дотянуто это в фильме. Ни с хулиганами ни с мелодрамой, ни с курсантами. По-другому все надо было делать…

Я не поспорю, что ССО в фильме показано очень хорошо. И со вторым пилотом получилось хорошо. И с возмездием. Это тройка из пяти баллов. Сама история - вне баллов, на нее люди и идут, ее и видят.

критика, кино

Previous post Next post
Up