Жизнь на карантине с особым ребенком: советы зарубежных специалистов по социальной работе

May 04, 2020 14:21


В статье использованы материалы из журнала «Psychology Today» («Психология сегодня»), номер от 2 мая 2020 года, статья How to Shelter in Place with a Child with Special Needs (Как жить на самоизоляции с особым ребенком), авторы - доктор психологии Шерри Хэмби и исполнительный директор реабилитационного центра для детей с ОВЗ Шей Бейдер (США) https://www.psychologytoday.com/intl/blog/the-web-violence/202005/how-shelter-in-place-child-special-needs; а также статья психотерапевта, психоаналитика Николая Нарицына (Россия) «Этология и психоанализ: две стороны одной медали?» http://www.naritsyn.ru/ethology_and_psychoanalysis_two_sides_of_the_same_coin.htm

Справедливо начать эту статью с того, что «ограничительные меры», направленные на предотвращение пагубных последствий пандемии коронавируса Covid-19, приняты фактически по всему миру. Исключением не стали ни Россия, ни Соединенные Штаты Америки. Сегодня мы разберем рекомендации американских специалистов по социальной работе, которые были даны опять же американским родителям детей с ОВЗ, но через призму того, что из этих рекомендаций может пригодится и российским семьям, оказавшимся в самоизоляции или на карантине с особыми детьми.

США и вообще англо-саксонские страны характеризуются тем, что здесь практически отсутствует понятие «детский дом» и тем более «передача больного ребенка на полное государственное обеспечение». Свято соблюдается принцип приоритета семейного воспитания как основной принцип семейного права. Если ребенок оказывается без попечения родителей, его всеми силами стараются передать для воспитания родственникам, причем порой даже достаточно дальним (вспомним роман «Джен Эйр»). В работе с особыми детьми активно используется институт «фостерного воспитания», когда обязанности по воспитанию ребенка с ОВЗ передаются на основании договора профессиональному воспитателю, имеющему, как правило, медицинское или дефектологическое образование. Связь с кровными родителями у ребенка при этом не прерывается. Во многом поэтому американская статистика такова, что в каждой пятой семье воспитывается ребенок с той или иной степенью ОВЗ.

Что же советуют американские специалисты по социальной работе тем родителям и специалистам, которые остались в самоизоляции с особым ребенком? Основных рекомендаций они выделяют пять.



Рекомендация №1. Не забывайте о себе.

Вспомните, какое у вас есть хобби. Это могут быть физические упражнения, в том числе танцы (здесь добавим, что гиподинамия - это одно из самых страшных последствий карантина, она ведет к обострению многих хронических заболеваний, особенно связанных с работой опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы), духовные и интеллектуальные практики (например, медитация, чтение книг, онлайн-викторины), творчество (вязание, вышивание, шитье, рисование, музыка и т. п.). Обязательно уделяйте несколько часов в неделю своему хобби.

Важный момент: это должно быть именно ваше хобби, а не хобби вашего ребенка или любого другого члена семьи (если вы, конечно, не разделяете чьи-то увлечения искренне).

Многим российским родителям особых детей, прежде всего матерям, увы, свойственно поведение в виде модели тотального самопожертвования. «Я отказываюсь ото всего своего, лишь бы моему ребенку стало лучше». Психологи отмечают, что это путь в тупик. Человек, не удовлетворяющий собственных потребностей, редко испытывает счастье. И несчастный родитель или несчастный воспитатель не сможет воспитать счастливого ребенка. Так что - принимаем это за правило: о себе не забывать никогда, а в условиях карантина поможет нам в этом Интернет. И результат не заставит себя ждать.

Например, моя подруга и коллега, правда, не имеющая особых детей, но очень загруженная как адвокат, недавно опубликовала свое селфи в социальных сетях. Посыпались комплименты: «Как ты постройнела!», «Здорово выглядите!». И подруга призналась честно: это все танцы под интернет-уроки у зеркала в прихожей! Так что - как говорится, и приятно, и полезно!

Здесь же скажем пару слов и об этологии, то есть науке об инстинктивно-животной составляющей человеческого поведения. Я приведу пример из жизни одной из своих кошек, которая не была стерилизована и рожала котят. Как-то раз я насыпала в миску корм на все кошачье семейство - маму и трех котят. Сын моей кошки, крупный и активно растущий котик-подросток, резво побежал к миске, как был остановлен смачной материнской оплеухой, и пока мать ела - никто из детей не смел подойти к миске (хотя, повторю, корма было достаточно на всех). Вот природный инстинкт - прежде всего поесть должен взрослый, чтобы иметь силы добыть пропитание детям. Как люди разумные, мы говорим не только о биологической пище, но и о духовной, но все равно подобному инстинкту можно дать и логическое объяснение - голодная мать не прокормит детей нормально.

Рекомендация №2. Спланируйте свой день с точки зрения «профессиональной роли» в отношении особого ребенка, которую вы будете выполнять

Родителя особого ребенка по праву можно называть специалистом-универсалом. Он и врач, он и педагог, он и воспитатель. При этом не надо забывать, что как родитель он ребенку еще и друг. Специалисты советуют распланировать рабочую неделю по дням примерно так, как составляется расписание уроков в школе (учитывая группу продленного дня и те часы, которые ребенок находится дома).

При этом оставлять время на то, когда вы для ребенка просто старший друг, просто необходимо. В это время общение происходит не по принципу «так надо», а по принципу «нам так хочется». Да, наверно, ничья жизнь не может состоять из одних «хочу», но и из одних «надо» - это не жизнь, а служба в казарме, от которой на постоянной основе тоже приятного мало.

Рекомендация №3. Распределите полномочия по дому между всеми членами семьи

«Делегируй и исчезни», - шутят на работе топ-менеджеры. На самом деле, грамотное делегирование полномочий есть часть подлинно командной работы. Основные принципы грамотного делегирования - это чтобы занят был каждый, чтобы каждый делал то, что у него получается лучше всех, чтобы это было на благо опять же каждого и чтобы грамотно была налажена координация действий. Тогда ваша семья почувствует, что вы - настоящая команда, против которой коронавирусу, да и другим проблемам, будет наступать сложно.

Рекомендация №4. Поддерживайте виртуальное общение с друзьями и родственниками, живущими отдельно

Вы не играете на гитаре, но играет ваша подруга? Вы в последнее время ничего интересного не читали, но читала ваша тетя? Вы не вяжете и не вышиваете, но вяжет мама вашей коллеги? А у другой коллеги бабушка прекрасно готовит и как раз дала ей новый рецепт? Устройте на эту тему Интернет-конференцию, желательно такого формата, чтобы были видны ваши лица. Такую возможность, например, дают инструменты YouTube и Skype или программа Zoom. Будет полное впечатление, что вы друг с другом рядом и - опять же - вы команда, устойчивая к негативным переменам!

Рекомендация №5. Ведите дневник

Говорят, что каким бы ни был жизненный опыт - это опыт, а значит, грамотно осмысленный, он в любом случае принесет пользу. Да, вы можете сказать, что день на день не приходится и по большей части то, что вы описываете, является «водой». Но опять же у акушеров-гинекологов есть поговорка - не всякая вода бесполезна, иногда в ней есть ребенок, которого выплеснуть никак нельзя. Вот такими «детьми» могут оказаться весьма полезные идеи, которыми вы в дальнейшем сможете поделиться с единомышленниками. А там кто знает - может, и построить на этом профессиональную карьеру, и получить патент на изобретение!

карантин, covid19, социальная работа, коронавирус, самоизоляция, околоправо, особый ребенок

Previous post Next post
Up