Берегитесь имеборной ереси!
Разговор послушника с старцем
Послушник. Скажи мне отче о имеборной ереси, проповедующей не обоготворять имя Божие «Иисус», скоро ли она погибнет?
Старец, вздохнув, прослезился и сказал: мило чадо, что если сейчас не подсечь ересь сию под самый корень, доказав Священным Писанием ту истину, что имя Сына Божия «Иисус», есть имя Божие, или Сам Бог, то и весь мир христианский может отпасть от веры, от Иисуса как Бога, считая Его только человеком. А без сей веры никто не спасется: хотя-бы молился всеми ветхозаветными именами Божиими, а сие одно пренебрег, - спасения не улучит. Ибо и евреи до сего времени чтут Бога ветхозаветными именами, но не веруют в Иисуса, как Бога, - не спасутся. Князь адской тьмы, зная из мировых событий, что конец близок его владычеству, изобрел такую ересь - какой еще не было от создания мира. Ему хорошо известно, что спасение человека зависит от веры его во имя Иисуса Христа, - как Бога, - умыслил поколебать веру сию тем, что имя Иисус есть человеческое, а не Божественное, пустой звук; надеясь что человек, свыкшись с сей мыслию, и совсем отпадет от веры в Иисуса, - как Бога, а будет веровать в него, как человека; отчего приидет в совершенное безверие и станет искать новой веры и новаго Бога, котораго сатана и готовит ему в лице антихриста. Для осуществления сего замысла он употребил следующия средства: зная хорошо, что из образованнаго и ученаго класса людей многия уже давно разделяют мнение о Христе Иисусе, что он -был только гениальный человек, но не Бог. Посредством сих людей, состоящих в разных духовных санах, - стал распространять на мир христианский сие верование, но не в прямом их мышлении, а употребив для сего хитро придуманную ересь. Объявив например: что имя Иисус не Бог, а есть обыкновенное имя человеческое и его не следует обоготворять. Сразу покажется это диким всякому истинно верующему. Ведь он считал до сего времени имя сие Божиим, обоготворял его и молился именем сим Иисусу - как Богу, и так веровали и мыслили и его предки. Но злое это семя, брошенное ловким сеятелем, уже начинает коробить его, наводя на глаза и ум его какой-то мрак. Ибо, уже и помысел человеческий склоняется на сторону этого новоизобретеннаго глагола: ведь имя Иисус действительно человеческое. Его в древности носили: Иисус Навин, Иисус сын Иоседеков, Иисус сын Сирахов и другия Иудеи, а по какому разумению имя сие считается Божиим, - сие нам не понятно, ибо как совместить Божие с человеческим? Зародилось это сомнение, человек верующий ищет разрешения онаго в Свящ. Писании, и иной находит настоящий текст - доказывающий Божественность имени Божия Иисус, а другой не находит и сбивается на этом пункте, а маловерные уже начинают веровать в то, что имя Иисус есть обыкновенное человеческое, что и разум подтверждает. Из этих верований выходит то, что истинно верующия поднимают шум и брань на проповедников такого злочестия, но сим не умиротворяются, ибо враг рода человеческаго не спит и наводит и на них смущение: ибо они до сего времени имели Бога - Иисуса и веру в Него, а теперь нашлись разбойники, которые намерены отнять у них сего Бога и веру в него. У тех-же, которые не нашли вполне удовлетворительнаго убеждения из Св. Писания, что имя Иисус - есть действительно имя Божие, - в мыслях их - уж двоится Иисус: один - как Бог, а другой как человек. У них вера уже поколебалась и они, где услышат разговор о имени Иисусове, - бегут туда узнать что либо новое, им неизвестное. Или если найдут в книжке, или листке какое либо писание о имени Иисус, стараются узнать что там говорится о сем имени? Те же которые относятся индиферентно, т.е. безразлично, в религиозных вопросах, не ищут никаких разъяснений, имея в мысли, что об этом не следует голову ломать, а как будут веровать другия - так и я. А совсем маловерные уже склонились на сторону возмутителя - веруя, что имя Иисус - есть действительно человеческое и о сем нечего разсуждать, ибо это подтверждает и собственный разум. Вот в каких формах ересь эта находится - когда еще только народилась от ловко брошеннаго врагом семени, а дальше она будет расти и приносить следующия плоды. Те которые стоят крепко в вере в Божественность имени Иисуса, если не пренебрегут постоянно утверждать себя в сей вере доказательствами из Св. Писания и устоят до конца в вере, - будут причислены к древним исповедникам Православной веры. Те же с двоящимися мыслями о имени Иисусовом, - если не постараются утвердить себя в прежнем исповедании имени Иисусова, как Бога, то могут и отпасть от истинной веры; относительно-же тех, коим безразлично как не веровать - это все равно, - получат сие: то был ни тепл не студен и имаши быти из уст моих изблеван. Наконец, все маловерные, признающие имя Иисусово - человеческим, или совсем отпадут от веры в Иисуса, - как Бога, - погибнут как безбожники, или если и будут веровать в Иисуса Христа, но как в человека, а не Бога, то не улучат спасения. Ибо положено нам спасение именно в вере во имя Иисусово, как Божие, так как спас род человеческий Сам Бог. И иного имени нет под небесем даннаго в человецех, о нем-же подобает спастися нам. (Деян. 4, 12)
Послушник: Неужели Отче ересь сия так опасна, что ею могут заразиться многия?
Старец: И даже очень опасная: ибо она не прямо в лицо каждому проповедуется веруй так, но выброшена еретиками на воздух как моровая язва, и кто ею надышится, то заражается и умирает. Она тем еще опаснее, что рациональность ея не отвергается и человеком. Сказали что имя Иисус есть человеческое и разум человеческий склоняется на эту сторону, ибо всякому известно, что имя сие носили люди еврейскаго племени, а о том как оно соделалось Божиим - едва знает один из тысячи мирских людей, ибо не всяк из богословов даст удовлетворительный ответ на вопрос, почему имя Божие - есть Бог. Засим ересь сия еще опасна тем, что появилась в первый раз от монахов, - да еще Афонских и в добавок из обители всем известной и считающейся благочестивою. Уже по одному письму напечатанному в ничтожной газетке К. афонскими иноками, порицающими обоготворение имени Иисусова, некоторые Российские монахи перестали и молиться сим именем, а мирския люди целыми обществами стали отпадать от веры в Иисуса, как Бога и даже повыбрасывали из своих домов иконы Спасителя, как портрет простаго человека.
Послушник: Какия нужно употребить средства, чтобы укрепить в себе веру в Иисуса? - как Бога? На опрос некоторых духовников, - они говорят: веруй о имени Иисусове как веровали до сего времени отцы наши и мы сами?
Старец: Легко это им говорить, но трудно направить на прежний путь веру поколебавшуюся! Прежде у человека в голове была только одна мысль, что Господь Иисус - есть Бог, а теперь стало две: Ангел Хранитель внушает: молись Иисусу, - как Богу; а сатана смущает: почто молишься Иисусу - ведь он человек. Для того чтобы укрепить в себе веру в Божественность имени Иисусова, нужно часто читать Св. Писание и творения Св. отцов: где этот догмат положительно и ясно доказывается, т.е. выбивает из головы зло - добром?
Послушник: Вижу, отче, что ересь эта очень опасна, ибо по одному слуху дошедшему до человека чрез газету, или молву, человек может заразиться ею! Какия нужно принять меры чтобы предохранить людей от сей заразы?
Старец: Нужно привить себе мысль, что имя Иисус, коим именуем Сына Божия, есть действительно имя Божие, или Сам Бог, и что следует обоготворять его и поклоняться ему как Богу, ибо если нет имени, то и Бога не будет, как ты тогда его назовешь без сего слова - имени? Для чего надо читать Св. Писание о Божестве Иисуса Христа и почаще прочитывать и усвоять себе из слова Св. Димитрия Ростовскаго на Обрезание Господне 1 Января те ... хвальныя и не опровержимыя наименования и великия силы, каковыми прославляется и превозносится в том слове Святейшее имя Иисус. А для отгнания бесовских смущений и зловредных помыслов нужно творить молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Так как Сладчайшее имя сие «Иисус», произносимое с верою в Божественность Его, попаляет бесов как огнь, а нам соделывает спасение
Берегитесь сей имеборной ереси, ибо из всех бывших ересей самая страшная, опасная и богохульная. Еретики отделяют от Божества имя Его Иисус, ругаются ему и хулят его, а имя есть неотъемлемая принадлежность всякаго существа и лица, проще сказать имя есть самое существо и лицо именуемое тобою. Еретики хулящие Бога не имут прощения ни в сей жизни, ни в будущей, по ожесточению сердца их и нераскаянности. С таким человеком как с бесом враждуй до самой смерти, ибо он такой-же враг Божий, как и диавол
Исповедник имени Господа «Иисуса»
РГИА. Ф. 796. Оп. 199. V отд. I ст. Д. 80. Ч. V. Л. 256-259 об
“Дело об афонских монахах», стр 175-178