Оригинал взят у
igigumen в
Как часто нужно причащаться?Что причащаться нужно - это знает каждый православный. И что вне Евхаристии нет спасения (как вне ее нет и Церкви), тоже вроде известно. А вот как часто нужно причащаться - вопрос открытый. Однако этот вопрос не открыт для Церкви, правила которой составляли Святые, ей ответ на этот вопрос известен давно.
Вот что запечатлено в правилах святых Апостолов:
«Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного» (Правило 9-е Святых Апостолов).
Таким образом, православный человек должен причащаться КАЖДЫЙ РАЗ, когда он приходит на Божественную Литургию. Более того: он не имеет права на Литургии просто присутствовать и молиться, он должен ОБЯЗАТЕЛЬНО причащаться.
Порочная практика «слушания обедни» совершенно не канонична. Литургия - для причастников, и тот, кто не причащается, подлежит епитимии.
Порочная практика отвращения людей от приобщения имеет свою историю, и с ней боролись святые. В свое время преподобному Никодиму Святогорцу и святителю Макарию Коринфскому пришлось писать ликбез о непрестанном причащении, где собраны многочисленные свидетельства святых отцов. В России о необходимости частого причащения учили такие святые, как преподобный Серафим Саровский, святитель Игнатий Брянчанинов, праведный Иоанн Кронштадтский.
Также правила оговаривают и то, с какой периодичностью православный человек должен быть на Литургии и причащаться:
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к кли-ру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея Церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» (Правило 80-е VI Вселенского Собора). Т.е. без какого-либо форс-мажора каждый православный должен быть в храме не реже, чем раз в три недели, и, соответственно, причащаться.
Сразу возникает вопрос: если нельзя быть на Литургии и не причащаться, а многие наши современники ходят на Литургию каждое воскресенье, то как же тогда готовиться к причастию? Ведь современная практика предусматривает несколько дней поста перед причастием и довольно емкое молитвенное правило.
Как выясняется, эти, достаточно тяжкие бремена возникли тогда, когда люди стали причащаться несколько раз в год. И бремена эти весьма полезны в качестве епитимии за отпадение от Церкви, выразившееся в нарушении вышеперечисленных канонических правил. Но если человек от Церкви не отпадал и причащается, как и положено, за каждой Литургией и не реже, чем раз в три недели, то эти бремена никакими правилами не предписываются.
Действительно, мы не найдем никаких указаний в правилах касательно необходимости трехдневного поста перед причастием, кроме поста с полуночи до Литургии. Нет никаких указаний и на специальные подготовительные правила для тех, кто участвует в суточном круге церковных богослужений.
Это подтверждается и 66-м правилом того же VI Вселенского Собора, который повелевает на Светлой Седмице причащаться ежедневно: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непре-станно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь…». Как известно, поститься на Светлой Седмице категорически запрещается, также каноны запрещают пост в субботний день.
И последний вопрос: можно ли причащаться чаще, чем каждый воскресный день? И если можно, то какая самая максимально допустимая частота? Ну не каждый же день...
Оказывается, можно и каждый день!
«Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин.6:54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником Жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого». (Свт. Василий Великий. Письмо 89 (93). К Кесарии, жене патриция, о приобщении).
игумен Игнатий (Душеин)