Но где ныне истинно верный? Ведь прежде верные, ревнуя о вере и гнушаясь дел нечестивых, либо открыто возвещали благочестие, либо скрывались в пещерах и горах, терпя скорби, как говорит Павел, озлобления, скитались в пустынях, горах, пещерах и ущельях земли только ради того, чтобы в себе самих соблюсти благочестие. Посему и благодать Святого Духа имели, и Господь их весьма возвеличил. Ныне же кто ревнует о благочестии? Кто жаждет пострадать за веру?
Кто дела нечестивых ненавидит? Никто, но почти все ревнуют о [делах] неверных и почитают за благо свои преступные деяния: восторгаются богатством и страстно желают его, восхваляют и стремятся к преходящей роскоши, зловонной и кишащей червями, и ради нее, увы, многие предают праведных и [дела] Христовы в руки нечестивых. К тому же они почитают славу безбожников за что-то великое и любят быть как они - и таковое [совершают] так называемые христиане! Одна ко и многие из безумцев, которые, охваченные малым каким искушением - либо платье отнять, либо оседлать коня, либо получить продовольствие или плотскую свободу (вернее же - рабство души), или мирскую власть, пост стратега и влиятельность, или деньги, причину всех зол, - оставляют общего Владыку, Творца, Промыслителя, показывают себя отступниками и отрицателями Создателя и сопричисляют себя, несчастные, к нечестивым. Кто не восскорбит о таковых? Кто, даже если бы всю жизнь провел в скорби, в достаточной мере оплакал бы этих людей, погубивших себя, оскорбителей Владыки, порабощенных бесам ради преходящей жизни, ради тленного удовольствия, ради безбожной и грязной жизни? (Свт. Симеон Фессалоникийский. Послание увещательное о пути спасения 6).