Они, снизойдя к нам, тем не менее пребывают неотлучными от Отца

Nov 09, 2012 09:18


"Весьма дивлюсь ясности твоего ума и прихожу в крайнее изумление от того, что через точные вопросы свои становишься ты виновником таких умозрений и столь важных исследований, когда приводишь меня в необходимость говорить и трудиться над доказатель­ствами тем, что предлагаешь мне необходимые и полезные вопросы. Ибо после тво­их вопросов и мне ( Read more... )

православие, обожение, Имя Божие, Григорий Богослов, вера, догматика

Leave a comment

vazlav_s November 9 2012, 20:36:13 UTC
Если оно просто, то как заключает в себе три - число наименован­ных выше? Что просто, то одновидно и нечислен­но; а что подлежит исчислению, то необходимо рассекает­ся, хотя бы и не было счисля­емо; и рассекаемое подлежит страданию, ибо сечение есть страдание.

Вот как, кажется, похожая мысль выражена у Дамаскина:

"Говорим же, что каждое из этих трех лиц имеет совершенную ипостась, для того, чтобы нам не принять совершенной природы за одну, сложенную из трех несовершенных, но за единую простую сущность в трех совершенных ипостасях, которая выше и впереди совершенства. Ибо все составляемое из несовершенного необходимо есть сложно, но из совершенных ипостасей не может произойти сложение; почему мы и не говорим, что вид из ипостасей, но - в ипостасях. Из несовершенного сказали, т. е., из того, что не представляет собою целого вида той вещи, которая из него составляется, - так камень, дерево и железо - сами в себе совершенны по своей природе, но в отношении к дому, который из них строится, каждое несовершенно, потому что каждое, отдельно взятое, не есть дом"

Можно ли из этого заключить, что термин (числительное) "три" применительно к ипостасям применяется в несобственном смысле? Т.е. тройственность ипостасей не такова, чтобы можно было их счислять (посчитать), и сложить, и получить 1+1+1=3, потому что именно таким счислением вносилось бы разделение?

Судя по вашему цитированию в заголовке, вы привели данный отрывок несколько по другому поводу, но мне кажется, чтобы понять в каком смысле свт.Григорий употребляет понятие неотлучности, это рассуждение о не-сложении ипостасей требуется рассмотреть внимательнее...

Reply

vazlav_s November 9 2012, 20:36:53 UTC
Прошу прощения, не указал, что Дамаскин цитируется по: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera1_08.html

Reply

ortolog November 9 2012, 23:45:52 UTC
-- 1+1+1=3

Это не то арифметическое действие. Ошибка в богословской арифметике. Божественная простота ипостасного триединства проникновенна, поэтому не складывется.
Правильно здесь употреблять умножение:

1х1х1=1

Reply

vazlav_s November 10 2012, 15:42:16 UTC
Предложу такое возражение:

1) Если при перемножении у нас первая единица будет означать ипостась Отца, то вторая единица - сколько раз мы эту ипостась берем. Третья же единица будет означать, сколько раз мы выполняем это действие "взятия" ипостаси. Таким образом перемножение не позволяет выйти за пределы представления даже об Отце.

Не скажете же вы, что Сын или Св.Дух находятся с Отцом в таком же соотношении, как множители, т.е. числительные, указывающие сколько раз взят первый множитель, чтобы образовать произведение?

1*1*1=1 это хороший пример того, как нечто, подвергнутое некой операции может остаться собой, но сама по себе суть происходящего при умножении не годится [по-моему] ни для какой триадологической аналогии.

2) Никакой категориальный аппарат к Божеству в принципе не должен быть применим, ведь даже слова "сущность" и "бытие" к Богу применяются в несобственном смысле. Поэтому я изначально и не пытаюсь предложить рассматривать Троицу через сложение Единиц (это прямо ипрозрачно отвергнуто св.отцами), а пытаюсь понять, применяется ли в собственном смысле слово "три" при говорении об ипостасях.

Reply

ortolog November 10 2012, 17:07:54 UTC
Вовсе не обязательно, что множители означают одну и туже величину, взятую некое-то кол-во раз. Например, в кубе со стороной "1", объем, равный тоже "1" (кубической величине) - это произведение ширины, длины и высоты.

Reply

streltzoff November 10 2012, 06:01:11 UTC
///рассуждение о не-сложении ипостасей требуется рассмотреть внимательнее///
у отцов есть много рассуждений на эти темы. если требуется, то надо открывать ссылки (книжки) и вопрошать их.=) вот навскидку ссылка, где есть ответы и на эти вопросы: http://agios.org.ua/wiki/index.php/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2._%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D1%8B

Reply

vazlav_s November 10 2012, 15:29:21 UTC
Спасибо, гимны надо обязательно прочитать, правда у меня двухтомник "Слов" преп.Симеона стоит все еще непрочитанный, думал с него начать.

Reply

streltzoff November 10 2012, 15:35:04 UTC
на эти темы не только преп.Симеон НБ писал. надо у знатоков поспрашивать поточнее, у кого из отцов об этом ещё есть...

Reply

vazlav_s November 10 2012, 15:45:49 UTC
не не, лучше не спрашивать)
нужная цитата всегда находит себя сама)

Reply

streltzoff November 10 2012, 07:27:56 UTC
а если этот вопрос Вам так интересен, то Вы могли бы в нашем сообществе вывешивать постинги с соответствующими цитатами из св.отцов. все бы мы с большим интересом почитали.

Reply

vazlav_s November 10 2012, 15:26:50 UTC
Можно попробовать) очень редко пишу что-либо, едва хватает времени френдленту читать.

Reply

streltzoff November 10 2012, 15:36:22 UTC
да, попробуйте.=) я поставил галочку, что Вы можете здесь постить.
до первой ереси.=)))

Reply

vazlav_s November 10 2012, 15:43:43 UTC
до первой ереси.=)))

Идет)

Reply


Leave a comment

Up