В последнее время среди ряда православных граждан случилась подвариация лёгкого шизофренического помешательства. Я отношу это только на счёт того, что они неофиты (недавно воцерковились) - и сейчас пытаются казаться "святее Сергия Радонежского". Замечания типа "нарушение поста - не смертный грех, не говоря уж о том, что я не вижу - чтоб вы проводили это время в молитвах, а просто ходить в Пост к кислой рожей - это глупость" - не воспринимались.
Это я к тому, что с рядом друзей в этот Великий Пост я с прямо-таки большим трудом общался: многие отказались играть в карты, я уж молчу о том, что почти все отказались выпивать алкоголь (даже пиво!) - и весь этот период проходили с кислыми протокольными рожами. Один (точнее - двое!!!) - даже отказались в прошедший четверг идти играть в "Что?Где?Когда?" (у нас игры по четвергам теперь) - хотя уж казалось бы - это вообще не игра, уж точно не азартная, это просто тренировка для мозга.
Ну что с неофитов взять? Приходится терпеть, это теперь уже наш крест - настоящих православных с младенчества.
У них ведь, кстати - если вдуматься, - поведение такое, будто они допускают мысль, что Иисус Христос не воскрес уже две тысячи лет назад - и кислая рожа по сути с фиктивными сомнениями. Они забыли о том, что наш великий святой Серафим Саровский КРУГЛЫЙ ГОД говорил всем встречный людям: "Христос Воскресе, радость моя!". Ибо Он уже воскрес - и нужно об этом помнить и знать - и готовиться к Празднику Пасхи, а не раздражать окружающих замечениями о том, что "не надо пить чай с молоком - ибо молоко нельзя в Пост".
Вот ровно про чай с молоком это вчера мне сказал (без всяких шуток!) один мой дорогой друг. После чего мы с ним поссорились - ибо я ему наговорил гадостей и всячески пооскорблял всласть за это. Ибо такую тупость я не могу простить даже ему. Может он и прав "формально", но точно не "по духу" (уж замечания такие точно нельзя делать!). Пасха наступающая - первична, она есть радость, которую нельзя портить никак. А сам Пост - это просто период сосредоточенной молитвы - и если вашей молитве мешает еда - тогда откажитесь. Но мне чай с молоком не мешает молиться. В Пасху или в Рождество, на мой взгляд, - мы отмечаем просто годовщину события. Да, "вспоминаем" минувшие дни, но не более. Иными словами - если мы не будем всецело соблюдать Рождественский Пост - это не значит, что Господь не родится. Он Уже родился, а седьмого января мы просто ходим к Нему на день рождения в гости.
Словом - вот. Это я к чему всё. Спросил сейчас у одного неофита из числа своих знакомых - что они будут готовить на Пасху - и на меня зашикали и оскорбили по всякому (опять на полном серьёзе) с мыслью "как я могу думать о еде в такой день?!!". Ну, дураки. Не осуждаю, конечно, просто нахожу - что это глупо, и это пройдёт.
Ладно, так хоть вас спрошу - а вы что будете готовить на Пасху? Пасха - наряду с Новым Годом - мой любимый праздник с раннего детства. Так я любил в восьмидесятые - бабушка пекла очень красивые куличи, дедушка красил очень красивые ажно двадцати цветов яйца (краску продавали у нас на базаре в Алма-Ате всякие старушки восточного вида, наверное гречанки, не знаю) - и в церкви было так радостно и красиво, и всё цвело вокруг (в Алма-Ате в это время уже обычно всё цветёт).
Я яйца крашу, разумеется, а вот от куличей давно уже отказался. Попросту потому - что я вообще их не ем, и никто не ест. Они засыхают - и потом не знаешь - что с ними делать. Хоть сам делай (а я не умею печь - да и не люблю выпечку, жена вообще ничего не печёт, мама печёт - но я это не ем), хоть покупай, хоть клади в них изюм, хоть что. Я просто не ем сладкий хлеб - фу. Ну а зачем тогда в этом отдавать дань традиции - это была бы профанация Праздника.
Итак, в ритуальном смысле - разноцветные крашеные яйца. А парадным блюдом к столу я сделал следующее.
Мне надоели всякие эти осетры, дикие гуси, бараньи ноги и т.д. Просто надоели - и захотелось что-то простое.
Я решил, что простое - это курица. Так изначально решил. Но всё-таки праздник - и совсем просто не должно быть. И я поставил вчера (!) мариноваться шесть цыплят. Это именно цыплята, а не куры - т.е. они местные, маленькие (размером где-то максимум в две перепёлки), т.е. не похожи на американских дур из Оклахомы с ГМО. И очень вкусные.
Поставил мариноваться именно вчера. Цель была в том - чтоб получились в итоге не куры, а "новые куры", просветлённые (видоизменившиеся) от маринада как индуистские йоги или Константин Крылов после многочасовых зороастрийских молений - для этого мариноваться они должны основательно; последний мой рекорд мариновки был сутки, теперь пошёл на полутора суток.
Маринад такой: три литра красного полусладкого вина. У французов принято мариновать мясо в том же вине, которым потом и запиваешь, но я считаю, что это баловство. Не нужно дорогое - можно обычное дешёвое (только обязательно натуральное!). Я налил его в кастрюлю и сварив в нём что-то типа "глинтвейна". Пряности - на ваш вкус, а я решил так: очень много розмарина (мне его привезли аж мешок с Крыма) и двадцать гвоздик. Оно остыло слегка - и я сунул туда цыплят.
Готовить буду просто в духовке следующим образом. Сколько обычно курицу пекут, но на противень я положу (обычно так делаю) вниз МНОГО порезанных кольцами помидор и ОЧЕНЬ МНОГО головок чеснока. Ибо мне не нужна жареная корочка на цыплятах, они должны быть типа как тушеные. А чеснок после обработки температурой - не острый и очень вкусный, прекрасный гарнир. Солью посыплю (лучше крупная морская или розовая тибетская), перец, только немного - крупно молотый чёрный горошек. Не нужно много перца - это не тот случай. И всё. Подходил сегодня к кастрюльке с маринующимися цыплятами - и уже чуть ли не начинал праздновать Пасху в душЕ.
А вы что готовите?
С наступающим вас Воскресением Христовым, друзья мои!