древний Рим и общество потребления

Jul 13, 2012 09:02

Иногда нам кажется, что мы - венец эволюции, общество высокой морали, общество утончённых удовольствий и изысканных мыслей. А также - общество действительно свободных нравов и искушённого греха. Что наша современность - самое развитОе время в вечности и истории. Но у седой вечности есть на это свой взгляд … Развитие не останавливается никогда, лишь ветвь её может зайти в тупик, найти там свою смерть и служить тяжёлым уроком для дальнейшего развития. Но мы повторим всё это вновь и вновь.
Внимайте и удивляйтесь. Рим, в период самой великой своей мощи и силы, II в до н.э. - II в н.э. Рим, в котором сотни граждан тогда обладали состояниями, равными бюджету государства, где на сотнях пиров каждый день подавались яйца крокодилов, омары, свежая рыба из далёких северных морей и повара состязались в искусстве шокирования друг друга… Империя, где каждый день сотни, а то и тысячи(!) людей и экзотических животных умирали в гладиаторских сражениях, а амфитеатры позволяли устраивать морские битвы с десятками кораблей. Где самой оплачиваемой профессией стало красноречие (ораторство и риторика). Где в заштатном городишке (в Помпеях) бедняки оспаривали решения на выделение ср-в «на благотворительность» тем, что «..лучше устраивать больше гладиаторских игр, а также выдавать бОльшее количество бесплатного зерна...» Рим, поля которого пустовали, став пастбищами, ибо рабочая сила (рабы) дорого просят(!), недвижимость и земля растут в цене, да и вообще - зачем работать!? Денег полно. Вокруг.

«..Женщины давно перестали рожать.
Они более озабочены теперь привлекательным внешним видом и удовольствиями мирской жизни, нежели производством на свет потомства..(Тит Ливий) ..В наше время бездетность скорее наделяет нас новыми силами, чем отнимает старые (Сенека) ..Ибо богатые пригороды похожи на ярмарки услужничества, где бездетные богатые граждане окружены лестью и порочной готовностью на всё со стороны льстецов и подхалимов, жаждущих получить часть наследства. Зачем работать? Единственное преступление в этом городе - оставить после себя детей, которые унаследуют твои деньги. Город уже напоминает поле недавней битвы - он полон завтрашними мертвецами, над которыми кружит вороньё.. (Петроний) ..Женщины выходят замуж за евнухов или вступают в фиктивный брак с условием, что жена не будет рожать детей и будет иметь сколь угодно много любовников. Контрацепция применяется в двух способах - механическом и химическом, но также практикуются и аборты. (Ювенал)»
3-5 браков за жизнь стали нормой. Сенека считал, что прелюбодеяние - самый распространённый грех римских женщин, его сын-философ Сенека-младший конкретизировал: «замужняя женщина, довольствующаяся только двумя любовниками - образец добродетели».
Если нам кажется, что авторы наговаривают на сограждан в вечном «о, времена, о нравы», то жизнь цезарей достаточно детально описана, и мы увидим, что в большинстве случаев императоры сталкивались с неверностью жён, будучи и сами весьма распутны. Про Ю.Цезаря и Калигулу известно всем, но также рогоносцами были Нерон, Антоний, О.Август, М.Аврелий и множество других. Клавдий, будучи и сам любителем порока, даже вызывал в Рим преторианскую гвардию «чтоб убить Силия и всех остальных любовников Мессалины» (Мессалина - последняя из 4-х его жён. Все, кроме первой жены, ему изменяли, но и 1-я осталась верна вероятно, лишь потому, что умерла в день свадьбы... Тогда же Клавдий публично объявил сенату, что они его будут вправе казнить, если он ещё раз женится, ибо превратился в посмешище…)
Конечно, верность со стороны мужчин и вовсе считалась подозрительной.. Мужчины сношались где и с кем угодно без всякого общественного порицания. Проституция же стала настолько дешёвой, что фактически слилась с предприятиями общественного питания и банями. Существовал даже термин «женщина-за-пол-аса». Типа за 50 рублей. Многие женщины записывались в проститутки (проституция была легальна) и платили налог, чтоб в случае чего избежать потерь при разводе с мужем в случае обвинения их в прелюбодеянии. Но даже и «труженицы станка» частенько протестовали против усилившейся конкуренции со стороны…

Мужеложество. Хоть оно и запрещалось законом, но не только было повсеместным, но и как «самим собой разумеющимся жизненным опытом». Гораций, Ювенал, Марциал - посвятили немалую часть своих любовных стихов юношам. Всем известно, что водился грех за Ю.Цезарем, или как Нерон пользовался многими мужчинами (и, кстати, и родной сестрой) «как собственной женой»… Но и многие другие императоры любили поэкспериментировать. Так, Коммод, кроме того, что, по слухам, имел гарем из 300 девушек и 300 юношей, любил время от времени менять свой пол (!). По крайней мере публично появлялся одевшись женщиной. Проясним ситуацию - кроме внешней возожности женоподобия, практиковалось и хирургическое изменение пола. Это считалось верхом изыска. Или основой для семейного счастья. Так, Нерон, который и без того извращался над всеми, кто приглянулся (в т.ч. с собственными чиновниками, сестрой, с невестой на свадьбе будучи гостем и т.д.) после смерти своей 2-й жены, встретив юношу по имени Спор, напоминавшего ему её, приказал его оскопить и женился на нём. соблюдя все формальности. По Риму даже ходила шутка, что «..жаль, что у отца Нерона не было такой же  жены..» Об этом пишут Дион и Светоний.

В пригородах-курортах Рима, рассчитанных на обслуживание богатых граждан, порок доходил до такой степени, что Клавдий когда-то считал Цицерона «навеки опозоренным», ибо тот просто побывал в одном из таких городков, в Байи. Видимо там считалось необходимостью подавать «нечто эдакое», т.к. приезжавших богатых курортников удивить было уже трудно..

«Девы стали всеобщим благосостоянием, а юноши - девами», пишет Варрон в «Менниповых сатурах». В общем, тех, кто в те времена вопрошал о половой морали, сам Гораций называл «тёмной деревенщиной».

Ничего не напоминает? Общество потребления. Общество, где элита, достигнув всего возможного и невозможного, желает большего, срывает звёзды, не зная, чем заинтересовать притупившуюся остроту чувств… Где люди, казалось бы превозмогнув возможности природы, сами взомнили себя богами… Где эти новые боги, поставив себя выше возможного, с негодованием и удивлением встречали неотвратимое приближение своего конца в извечном круговороте природы. Где каждый, поставив соё личное «Я» выше всего остального, неумолимо обрёк на смерть и всё общество… Не оставив после себя ни детей ни песен, предъявил нам сегодняшним только камни, отёсанные кем-то другим… Ибо и сами стали пусты.

история, общество, эволюция человека

Previous post Next post
Up