Антиамериканизм.
- Слушай, а как в Иране простые люди относятся к американцам?
- Так же как и к тебе, с умеренным любопытством. А как ещё?
- Но ведь Ормуздский залив, операция «Орлиный коготь», напряжённость, эмбарго, может и война..
- Какая война? Ты что, это только политика, манёвры. Не будет никакой войны.
Подытожу сам: нет никакой ненависти. Все люди, как люди. Всё остальное - политика. Да, считают американцев туповатыми и жирными (в Иране нет толстых). Подверженными излишней пропаганде. Но это ведь просто люди. И, как говорят, «среди мышей становишься мышью…»
Ущемлённые права женщин.
Мы сидим в традиционном внутреннем дворе, в гостиничном ресторанчике города Язд, где собралась разношёрстная компания молодых и прогрессивных (не знаю, что за праздник, типа редкой встречи друзей), разговариваем о том - о сём, все - иранцы, причиной этого стал мой сын Тимур, забурившись со школьной математикой на самые клевые места. Нам интересно. Им интересно. Моя любимая с тезисами «1 человек на 1 жизнь», «мужчина главный» и «а у нас считается, что женщине некрасиво курить», наверное, показалась персам страшно консервативной. Или я - демоном. И вот что мы услышали:
«Я хочу ребёнка, но не хочу выходить ради этого замуж» - говорит 25-летняя Сафия,
- «..не могу представить что с одним человеком могу прожить всю жизнь». Её парень, Курош, держа свою руку на её плечах, кивает головой: он полностью согласен. Сафия, кстати, только что приехала из Шираза специально на свиданку. Её родители, видя как она уезжает каждую неделю, конечно недовольны, вполне догадываясь в чём дело, но тем не менее, не считают себя вправе вмешиваться.
«Нет, это не считается позорным. В маленьких городах, конечно, есть эта неприязнь к самостоятельным женщинам. Все эти сорванцы будут тыкать пальцем «нагуляла детей», женщинам в черных клобуках будет о чём пошептать. Но мне с ними не по пути», - Сафия смахивает пепел со своей тонкой сигареты. Она выглядит далеко не как «чёрная кукушка». Стильная, с избытком косметики на глазах и в аромате духов (что свойственно для всех городских персиянок), на каблуках и с лихо повязанным платком. Она уже работает архитектором, у неё в 25 лет уже всё успешно, и ей навряд ли предстоит жить в доме за высоким забором. А в больших городах всё иначе.
«Если не любишь человека, то и не нужно отравлять жизнь» - говорит Сафия.
Ч-з пару дней после этого Тимур случайно наткнулся в Исфахане на нашего Хамеда, чему мы очень обрадовались. И я смог дополнить общую картину:
- Хамед, забыл спросить, а как в Иране поступает закон в случае супружеской измены?
- А как это?
Короче, резюме. Наверное, это или редкость или слишком много вариантов, что Хамед впал в замешательство. Но тем не менее, объяснил, что со стороны мужчин это дело бывает, но сами мужчины боятся этого как огня: исламский закон здесь на стороне женщин, во-первых супруга получает половину имущества при разводе (не совместно нажитого, а вообще всего), во-вторых рассмотрение иска со стороны женщины занимает 2-3 часа, а со стороны мужчины - бывает и несколько лет, в-третьих Коран сейчас трактуется так, что у мужчины может быть только 4 брака за жизнь, а у женщины - хоть млн. Поэтому стало много «разводов по расчёту». Женщины тоже, бывает изменяют, но разводятся и уходят к другому так же как и в Европе (на прямой вопрос «твоя мама была бы рада, если бы ты женился на женщине с ребёнком» ответ был «мама только за»). Долгого суда стороны стараются избегать, т.к. по исламу положены и телесные наказания, которые однако, не применяются. Также со стороны мужчины требуются фактические доказательства. Также сейчас наблюдается значительный перевес мужчин в демографии, девушки в цене. Многожёнства в Иране - нет. «Это дикость. Это только у арабов можно встретить» «Мужчину делить? Да никогда в жизни»
Однако Хамед просветил, что «если жена не против…, если она не может иметь детей…, если ты очень богат…». Но в конце концов подытожил: «Ну есть мужчины, которые содержат… как там у вас в России это.. «любовоницы», но это везде бывает, но даже в Иране такую дуру не найдёшь, которая хотела бы стать №2, «первая на развод подаст, а второй - хер?» девушки щас пошли, что лучше уж дождутся своего принца, а то что ты без детей - твои проблемы».
Кстати, норма в семье 1-2 ребёнка, но село выручает, там бывает 4-6, мы общались с человеком у которого «уан вайф, сэвэн чилд», вполне нормальный, дальнобойщик. Но вся 25-35 летняя категория, кого я встретил - в поиске, пока без детей и без штампов. «Женятся сейчас поздно. Время такое»
Ещё интересная вещь: принято для знакомства брать у девушки не её тлф, а номер мамы (это если у тебя светские манеры, а если просишь впрямую тлф девушки - нагловато значит, типа на 1 раз и разбежимся). И в хорошем тоне сообщать своей: «мам, мне тут девушка понравилась, переговори с её мамой, вот номер». Мамы могут познакомится по тлф или лично. Были мы в ресторанчике, где и мамы тусуются, и пары уже составлены, притираются. Брат нашего Хамеда таким спортом регулярно занимается, каждую пятницу сидит с согласованными девушками «А чо? Прикольно! И мама не скучает» Тем не менее всё имущество уже оформил на маму.
Кстати: в семье всё решают женщины - мамы и жёны.
О воинственности.
«Да, за себя мы будем биться до последнего».
- А с кем?
Чуть подумав, Реза добавляет:
- Знаешь, раньше патриотизм был и религиозный национализм некоторый, ощущение «почти сверхдержавы». И у действующей власти была поддержка 70%, может и 80. Но последние 2 года именно этому рабочему населению стало настолько тяжелее жить, что у абсолютного большинства теплится безмолвная надежда: «вот бы пришёл кто-нибудь, хоть американцы, хоть революционеры, и скинул бы нахер эту власть, вот бы и зажили. Только войны, конечно, никто не хочет..» Многие ещё помнят шаха.
Баксы запретили.
Самой смешное, что никто не пишет, что в Иране - регулируемый курс, как в Белоруссии, лучше сдавать на руки, конечно тюрьма светит, но народ за валюту костьми ложится, я сразу и не понял что происходит.
Что? Баксы запретили? Если вы предложите рыночному торговцу - он возьмёт примерно х1.8 от официального курса. Евро как-то так же, но просили больше доллары. И похеру им тюрьма.
Религиозный фанатизм.
Как сказал Хамед:
«Ты чо! По-любому шиизм лучше, только 3 раза в день».
Но реально, слыша призыв муэдзинов с минаретов, в Иране я только 2 раза видел, как кто-то тормознул свои дела, расстелил коврик, и совершил намаз.
«Бог внутри» - говорят местные.
Ну и хорошо. Дай бог.
К русским отношение хорошее. Или очень хорошее. Как и везде, где я был. Русские сами себе характеристика. Тут и добавлять нечего. Со всеми своими недостатками нас принимают и знают, нехер скрывать.
Запретное. Харам - халяль.
Во-первых алкоголь. Слова «водка» и «виски» для них знакомы. А самбука, джин, абсент, ром - нет. Купит можно, однако, всё. Но дорого.
«Вообще-то мы тут любим вино, красное» - таков был мне ответ. Остальным они особенно и не балуются. Есть остов Киш, свободная экономическая зона, где можно всё. Также иранцы стали ездить в иракский/курдистанский Арбиль/Эрбиль или индийский Гоа (чуть подальше), отрываться и заглядывать друг другу под платок. Но, в целом, живут умеренно, аскетично.
Наркомании нет. Траву курят некоторые, но сами затрудняются ответить, где это можно, где - нет, а где - не поймут, и сколько это стоит. В общем, хорошо в этом плане.
В еде - вполне довольны своей пищей (кстати, много вегетарианского меню), однообразно, но натурально и вкусно.
О неразрешаемой логике.
Есть такое.
Доверяя решение кому-либо, оставайтесь всегда и при своём мнении. Даже не зная дороги, вас отправят по направлению, боясь обидеть. Также будут убеждать, что «поезд вот-вот подойдёт», хотя до него 4 часа, боясь (честно) за вашу безопасность. Также будут вас убеждать совершить некий поступок, будучи уверенным, что вы основываетесь на то же целеполагание, что и они, что почти всегда обратно.
О евреях.
«Да ты что, в Тегеране 15 синагог». «КАК?» «Гражданин Израиля?».
В общем, гражданин Израиля к ним и не сможет въехать, т.к. у них на карте нет этой страны, есть только «палестинские территории». Как не могут, въехать, кстати, и иранцы в некоторые страны, в Египет, например. Бывает и такое. Также в Иран не могут въехать те, у кого отметки о посещении Израиля или виза. Но можно сначала получить иранскую визу (даётся мин на 3 мес), посетить Израиль, потом- в Иран. Тогда прокатит.
А к евреям отношение - как и ко всем остальным людям - спокойное и радушное.
Преследуют собак.
«Да, есть такое у мусульман», - говорит наш случайный гид, мистер Либалли, сам зороастриец. «Грязное животное по Корану».
«Харам?» - спрашиваю я.
«Да, точно так. Но, однако, это пережитки, фанатики в основном. Животное то не виновато. Все это понимают».
Домашних собак в Иране не видел, уличных немного есть.
Отзывчивость, гостеприимство и навязчивость.
Сложный вопрос. Легче разделить на 3, но в Персии это действительно 1 вопрос.
Итак:
Вопреки устойчивому мнению - никто не будет бежать вам наперерез, крича «вэр ю фром», бросаться под объектив, пытаясь запечатлеться, тянуть в гости, выдавать вам замуж своих дочерей, тыкать пальцем крича «смотри, белый!», или непринуждённо тусить рядом, будто вы снимаете вечерний выпуск «фокс Ньюс» и «Аль Джазиры».
Умеренное любопытство. И всё.
При случае, конечно, у вас поинтересуются - не заблудились ли вы, откуда, да как вам здесь, но это - прекрасно. Иран, наверное, ПОСЛЕДНЯЯ НЕИСПОРЧЕННАЯ СТРАНА. При случае на вас попрактикуются в английском, но если помощников несколько, то тихо уступят общение с вами одному самому образованному, но тем не менее, вы никогда не увидите равнодушие. Путнику - помочь. Характерный пример - мы разглядываем карту города написанную на фарси, мужик на 2-м этаже магазина белит потолок, кричит что-то типа «Заблудились что-ли?». Я подхожу к решётке.
Однако, не-а. Он не будет разговаривать ч-з окно. Это Иран. Человек отставит свои дела, выйдет к вам, будет изучать карту, потом, не говоря ни слова по-английски, будет ходить с вами пока вы не доберётесь до проклятого отеля Муззафар. Даже если вы хотели зайти куда-нибудь перекусить. В принципе, так везде.
Гостеприимство - есть. Без выгоды, от сердца. Особо не предлагают, но если видят проблему - сразу. На отказ - не обижаются. Ещё раз повторю - это на 100% неиспорченная, отзывчивая страна.
Про навязчивость. Действительно, добровольный помощник будет ходить с вами до конца, смотреть, нормальный ли вам достался номер, пытаться договориться с таксистами и гостиницей о скидке, спросит о ваших дальнейших передвижениях, повезёт вас купить билет на последующий переезд, везде при этом созваниваясь со знакомыми. И я объясню почему.
Персы - патронатный народ (кривое какое-то европейское слово). Вы, нуждающийся в помощи - под его опекой. Это его, человека, обязанность. Не буду приводить примеры из своей жизни, приведу более яркие из чужой:
- Вы путешествуете автостопом, стоите на трассе. Подъехавшие полицейские (если не в силах вас подвезти), будут стоять рядом (невесёлое соседство), дождутся пока вы не тормознёте нормальный грузовик, спросят и у него «как дела», запишут номер, только потом уедут.
Простому же человеку с улицы вы не сможете объяснить, что «всё нормально, мне по приколу заблудиться», он вызовет такси, доедет с вами до отеля и потом будет уезжать на 11-м.
Человек, взявший вас под опеку, будет бесконечно передавать вас следующим знакомым. Например, вы хотите на секретный объект в Бушере. Найдётся знакомый и там. Я сначала думал, что они это из какой-то арабской выгоды делают, но потом лишь понял, что от чистого сердца. Знакомые есть везде. Всё только ч-з них. Но вообще, просто по-человечески за вас переживают. Нанятый гид, например, как-то настойчиво просил тлф моего знакомого в Исфахане. Насилу я переубедил его, что первые сутки мы хотим поболтаться одни, без компании, в незнакомом городе. Он до сих пор удивляется.
Случайно познакомившийся с вами или пригласивший вас человек не отпустит вас, пока вы не расскажите «как дела, где вы работаете, сколько детей, как здоровье, как зовут папу и маму, что за жизнь в руссии, как вообще путин, любит ли вас жена, хорошо ли вы кушали, вообще как вам иран, пожелают здоровья вашей бабушке», и спросят, хорошо ли вы спали, несмотря, что уже за полночь. Это невзирая, на то, что принимающая сторона и 2-х слов не сможет сказать на английском (немецком, арабском, русском), а вы - на фарси. Достанут девайсы, словари, гугл-переводчик. Это просто необходимая вежливость. И, кстати, потом позвонят знакомому, чтоб отвёз вас на автостанцию или вообще по адресу. Но, тем не менее, в Иране отказы принимаются без обид, хотя и со 2-го раза.
Безопасность.
Абсолютная.
У меня вообще ощущение, что я попадаю в Кавказ своего детства. Мирный, богатый и добрый. С богатыми работягами и толстыми милиционерами, которые просто заходят в гости, чтоб поинтересоваться «как здоровье».
И, наверное, где-то там, в пригороде, мой дедушка на своём мотоцикле с коляской везёт сено. Потому что он должен был попасть в рай.
остальные мои путешествия и скитания