Максим и Владимир Канторы - в поисках русской истины?

Jan 08, 2014 13:23

Максим и Владимир Канторы - в поисках русской истины?
Размышления на пороге 2014 года

На новогодние каникулы приготовился читать купленный на последней ярмарке “нон фикшен” толстый том Максима Кантора “Хроника стрижки овец”. Не так давно Максима Кантора мне открыл Познер и показалось, что Максим отвечает на мои главные вопросы о судьбах России, на примере, в частности, борьбы в современном искусстве, открывая нам этот малоизвестный мир . Привлекала наследственная эрудиция Канторов. На книжной полке уже давно стоял том его брата Владимира Кантора: “Есть европейская держава. Россия: трудный путь к цивилизации”. 1997 год. Вот я заглянул в неё сейчас снова и понял, что она актуальна и сейчас, иллюстрируя вековые изменения в российской ментальности, продвижения к Европе, используя как свидетельства, лучшие литературные источники (Пушкин, Гоголь, Герцен, Тургенев, Достоевский) .
Как мы надеялись в 90-е годы, возвращаясь в европейскую семью народов, на чудодейственную силу свободы, либерализма, европеизма. Снова будет европейская держава?
Братья Канторы продолжают размышления о судьбах России и интеллигенции, “вехи” которых не прерывались и в советское время. Друзьями, собеседниками семьи Канторов были Зиновьев, Мамардашвили - цвет российской интеллигенции советского времени .

После “мёртвой воды”перестройки , которая должна была воскресить и соединить разные периоды русской истории, мы ожидали благотворного влияния “живой воды”, чтобы снова стать полноправным членом “концерта ” (по выражению Померанца) европейских государств. Но вот Китай вошёл в мировые державы, несмотря на все зверства хунвейбинов, а мы стали второстепенным государством. Может быть, нас и губит как раз имперское прошлое. И это разочарование - основа бесконечных романов о русском менталитете другого брата - Максима Кантора: “Учитель рисования”, “Медленные челюсти демократии”,” Красный свет” и вот “Хроника стрижки овец”. Все эти книги подводят печальный итог несбывшихся надежд.
Сначала читаешь их как откровение, но бесконечные повторы и разлитая в них безнадёжность заставляют задуматься.. По сути это попытка отрицать рынок, на котором стоит весь Запад и вернуться на обновлённый социалистический путь, это ностальгия по советскому времени, по своей молодости, даже застою , которая как ни странно привлекает теперь уходящее поколение. В чём -то Кантор напоминает даже Проханова.
Но художник не может быть беспристрастен, именно своими пристрастиями он нам и интересен.
А, может быть. “загнивающий” Запад как раз и и нуждается в казалось бы отброшенном цивилизационном опыте России, как некогда он вынужден был меняться под влиянием Октябрьской революции. Вера в свою цивилизацию, свою историю и обеспечивает путь к развитию, о котором беспрерывно говорит Проханов. Но по Проханову развитие -это, в первую очередь. восстановление оборонного потенциала - путь противостояния Западу в котором мы уже потерпели поражение. Наше главное “оружие”- это наследие великой русской культуры, талантливость наших людей. И Максим Кантор пытается продолжать миссию русской культуры. способность к состраданию и сопереживанию, способность, по Достоевскому ,быть наследником европейской цивилизаации, не потеряв свою российскую душу.
По сути буржуазной культуры не бывает - она всегда “левая”, всегда на стороне маленького человека. То “левизна” что позволена художнику , может отвращать нас в политике. Недаром у Кантора социалистическое, даже коммунистическое, продолжает христианское начало, защищает от ужасов дикого, особенно первоначального капитализма, от расчеловечивания, что мы видим к сожалению не только у нас, но и в нашем нынешнем идеале -на Западе, к которому мы так стремимся.
Previous post Next post
Up