Оригинал взят у
bolivar_s Тайны «Villa Lea» Когда вы будете в Иерусалиме, подойдите на закате к "Вилле Лея". Может быть, вам повезет - и вы увидите на его розовых камнях тени тех, кто жил в этом дворце, смеялся, плакал и любил в его стенах
Владимир ХАНЕЛИС, Исраэль СПЕКТОР
«Вилла Лея» в Рехавии, Иерусалим (на переднем плане), 1950 год.
В 1930 году Иерусалим был потрясен скандальной новостью: 53-летний преуспевающий адвокат, копт-христианин*, женился на 17-летней религиозной еврейской девушке. Любил ли он ее? Да, безумно. Любила ли она его? Да, наверное. Но еще больше она любила его деньги…
Сначала о нем. Насиб Абкариус родился в 1877 году в Каире, в богатой православной семье. Юридическое образование получил в Париже. Служил судьей в столице Судана Хартуме. (В те времена Судан был под совместным управлением Англии и Египта). Затем стал чиновником высокого ранга в юридической системе Египта. Его достоинства были замечены и отмечены. В 1919 году Насиб Абкариус получил из рук короля Египта Фуада I почетный титул "бей".
Фото: Wikipedia /sir kiss
В конце 1920-х годов Насиб Абкариус приезжает в Палестину (Эрец Исраэль), которая после Первой мировой войны из части турецкой провинции стала английской подмандатной территорией. Сюда, в относительно малозаселенную страну, хлынул поток арабских переселенцев, готовых выполнять для новых господ любую черную работу. Но страна нуждалась и в учителях, юристах, врачах.
Насиб Абкариус-бей стал инспектором судов, а затем открыл частную адвокатскую контору. Он брался за самые трудные, казавшиеся безнадежными дела. И, как правило, выигрывал. Его имя не сходило с газетных страниц. Он стал богатым и знаменитым, самым дорогим адвокатом страны. Вот как отзывался о Насибе Абкариусе-бее его компаньон, доктор Давид Гойтман, впоследствии член Верховного суда Израиля и первый посол в Южно-Африканской республике: "Это был адвокат с макушки до пят, возвышавшийся над всеми адвокатами Страны Израиля… Уголовные дела, которые он вел, заканчивались его победой намного чаще, чем у любого из его коллег. Он помогал и евреям, и арабам, не различая национальностей. Его любили судьи, и самым большим его достоинством было убедить их в своей несомненной правоте".
«Вилла Лея» в Рехавии, Иерусалим (на переднем плане), 1950 год.
Рассказывают, что Абкариус-бей помогал еврейским подпольным организациям. Для копта симпатизировать евреям, а не мусульманам, наверное, логично. Но никаких доказательств этому нет - только слухи. И тут произошло то, что нередко случается от основания мира до наших дней. Пожилой, богатый, преуспевающий мужчина потерял голову, влюбившись как мальчишка в молоденькую еврейскую девушку.
Лея Тененбойм родилась в Иерусалиме, в квартале Меа-Шеарим, в очень известной, богатой, уважаемой религиозной семье. Где, когда и при каких обстоятельствах она познакомилась с Насибом Абкариусом, сегодня узнать невозможно. И вообще эта история полна слухов, домыслов и сплетен. Родители, как и положено религиозным евреям, отсидели по ней шиву, признав тем самым ее умершей для них. (Кстати, семье пришлось сделать это еще раз, когда сестра Леи вышла замуж за английского офицера).
В 1930-е годы Лея и Насиб уезжают в Александрию (по другим сведениям - в Каир), где сочетаются браком. Осталось неизвестным, по какому обряду. Ну а дальше все пошло так, как чаще всего оно и идет при таких обстоятельствах… Кроме молодости и красоты у Леи был вздорный, тяжелый характер. А кроме любви к мужу - любовь к шикарной жизни, мотовство, интерес к другим мужчинам, частым поездкам в веселую Александрию.
Насиб Абкариус-бей не жалел для Леи ничего. Нанял для нее слуг, поваров, садовников. В Иерусалиме, в престижном районе Рехавия, на бульваре Маймон, 6, по проекту архитекторов Рафаэля и Натана Бен-Дора он начал возводить для молодой жены двухэтажный дворец в модном тогда стиле баухаус, облицованный красным известняком, с воротами в стиле артдеко, тенистым садом и фонтаном невероятной красоты. Над входом готически шрифтом высекли надпись "Villa Lea".
Строительство дома завершилось 1 мая 1934 года. А через год Леа, оставив мужу огромные долги и дочь (сына она забрала с собой), сбежала с любовником, английским офицером, в любимую Александрию. На вилле осталась жить странная, брошенная девочка - дочь Леи и Насиба. Потом и она куда-то исчезла…
Насиб Авкариус был убит. По словам современников, "он превратился в свою тень", перестал работать, жил в бедности. Через десять лет он развелся с Леей. А еще через год его не стало…
После разорения Абкариус-бей был вынужден сдавать виллу. В книге издательства "Яд Ицхак Бен-Цви", посвященной кварталу Рехавия, читаем: "В 1935 году дом был сдан императору Эфиопии Хайле Селассие, изгнанному из страны армиями Муссолини. Сначала император проживал в гостинице "Кинг Джордж", но поскольку стоимость гостиничных номеров была слишком высока для него, позже он снял "Виллу Лея". Вид императора с тонкой фигурой и его толстой супруги, прогуливающихся по улицам Рехавии под традиционными эфиопскими разноцветными зонтиками, врезался в память многих жителей квартала. Император был также записан в книгу жителей Рехавии за 1936 год. Там между именами "Матитьягу Хайот" и "Дина Хайкин" написано "Хайле Селассие, ул. Бен-Маймон, 6, профессия - император Абиссинии".
В прекрасном саду возле фонтана повара разжигали костры, на которых (кто сейчас может это подтвердить?!) для многочисленной императорской семьи и свиты жарили целиком верблюдов, баранов, коз.
После образования государства Израиль у виллы не оказалось ни владельцев, ни наследников имущества Насиб а Акбариуса-бея. Дом отошел в пользование государства. Виллу передали генералу Моше Даяну, в то время командовавшему Иерусалимским военным округом. В своей книге "Мой отец и его дочь" Яэль Даян вспоминает:
"Первые дни нашей жизни в этом доме я не могла поверить своим глазам. Этот дом стал для меня дворцом, сошедшим со страниц романов, дворец розового камня, вилла князя из Санкт-Петербурга или какой-нибудь заколдованный замок из сказки. Каждая комната имела свой собственный цвет, и мы пересчитывали их не переставая. Там была зеленая комната, розовая комната, ванная комната, выложенная голубоватым кафелем - под цвет соседней голубой спальни, и две огромные комнаты для гостей. А еще там были роскошные окна, выступающие из стены, полуподвальный этаж с гигантской кухней и двумя дополнительными комнатами. Длинные коридоры и балконы, сад, окруженный стенами, и в нем колодец, окруженный плодовыми деревьями".
В 1950 году в доме «Вилла Лея» состоялась помолвка (по другим сведениям - свадьба) будущего президента страны Эзера Вейцмана и Реумы Шварц, родной сестры первой жены Моше Даяна - Рут. Даян часто устраивал в доме веселые вечеринки. Вилла пережила немало разбитых браков и семейных скандалов. Кроме страсти к археологии генерал испытывал непреодолимую тягу к женскому полу вообще и к чужим женам в частности. И они часто предпочитали Моше Даяна своим мужьям…
В 1952-м семью Даян "уплотнили". Из-за общественного мнения дом, по понятиям того времени считавшийся огромным, разделили на три квартиры. В одной продолжал жить Моше Даян с семьей, другая сдавалась министрам правительства, а в третьей поселились студенты из числа демобилизованных солдат.
…Когда вы будете в Иерусалиме, подойдите на закате к "Вилле Лея". Может быть, вам повезет - и вы увидите на его розовых камнях тени тех, кто жил в этом дворце, смеялся, плакал и любил в его стенах. Может быть, вы услышите, как они тихо шепчутся, рассказывая друг другу старые забытые тайны…
*) Копты - неарабское коренное население Египта, прямые потомки древних египтян. Составляют, по официальным данным, 8-9 процентов населения страны. Но это число, возможно, занижено. Большинство коптов исповедуют христианство.
"Мы здесь" http://www.isrageo.com/2017/01/08/vilea181/