vkozinsky Курды на сей раз всерьез взялись за восстановление своей независимости, растоптаной великими державами в интересах Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Борьба курдов в Сирии, Ираке и Турции,
как и ожидалось, стремительно перемещается и на соседний Иран. "Демократическая партия Иранского Курдистана" (KDP-I) объявила о намерении вернуть своих бойцов в Иран для продолжения борьбы за права курдского населения страны, прекращенной в одностороннем порядке около 20 лет назад.Rudaw сообщил, что лидер KDP-I Мустафа Хиджри заявил о возвращении в Иранский Курдистан двух тысяч бойцов. По его словам, партия продолжит
"борьбу в горах и борьбу в городах". Карта расселения курдов на территорих Турции, Сирии, Ираке и Иране.
...."Вся турецкая стратегия сводится к простому политическому примитивизму: не допустить усиления курдов, извлечь экономические выгоды от обрушившихся на соседей неурядиц, а при благоприятных условиях расширить свои границы или на худой конец навязать puppet regime, как говорят поднаторевшие в этом англичане.
Отсюда и хорошие сунниты (тюркские, понятно) в противовес плохим. Отсюда и откровенное заигрывание с иракскими курдами (в пику собственным и сирийским курдам). И тут, видимо, необходим небольшой исторический экскурс. После победы в Первой мировой войне страны Атланты разделили между собой азиатские владения Порты. Не избежал этой участи и Курдистан. Южная его часть (так называемый Мосульский вилайет) включили в состав Ирака, мандат на управление которым получила Великобритания. А юго-западная полоса, протянувшаяся вдоль турецкой границы, оказалась в Сирии, где хозяйничали французы. Это весьма осложнило борьбу курдов за национальное самоопределение, от которой они никогда не отказывались . К тому же страшный удар нанесла нефть, огромные запасы которой были найдены в Южном Курдистане. Киркук и поныне слывет самой дорогой жемчужиной в ближневосточном нефтегазовом ожерелье.
Курды всегда мечтали о "великом Курдистане". Но были разобщены и слабы. Поэтому все их многочисленные восстания неизбежно заканчивались поражением. И в Ираке, и в Иране, и в Турции. Сейчас они, похоже, в какой-то степени учли печальный опыт прошлого. И если турецкие и сирийские курды по-прежнему выступают за создание единого государства, то иракские строят его в сложившихся национальных границах. Считая, что лучше воробей в руках, чем утка под кроватью. Формально иракский Курдистан - автономия, пусть и с достаточно широкими полномочиями, полученными в результате операции "Буря в пустыне". Но у него все атрибуты государственного суверенитета: гимн, флаг, собственная валюта, вооруженные силы, выросшие из отрядов самообороны, границы, таможня...
Москва, терпение которой, похоже, лопнуло, дала понять Вашингтону, что намерена наглухо закрыть границу. Задействуя в том числе и курдский военный контингент. Для Турции это должно прозвучать тревожным звонком. У России давние хорошие отношения с курдами, часть которых издавна проживает на ее территории. К тому же, после Второй мировой войны в советской оккупационной зоне Ирана впервые была провозглашена курдская автономия со столицей в Мехабаде. Но она просуществовала меньше года, оставив, тем не менее, яркий след в курдской народной памяти.
Колониальная икота не лечится луковыми припарками. Курды с их населением свыше 30 миллионов человек - один из крупнейших мировых этносов, лишенных права на самоопределение и государственный суверенитет. Больше всего их в Турции - порядка 47 процентов. Треть проживает в Иране. А в Ираке с Сирией сущие крохи: меньше 20 процентов. И радетелям за "мир и покой" в Сирии, никаких до них дел. Как будто не они обрекли этот народ на страдания и унижения. Между тем, России ничего не стоит разыграть курдскую карту. Прикрыв для начала Курдистан дипломатическим зонтиком в ООН. Одновременно обеспечивая пешмергу оружием и инструкторами. И лишая Турцию киркукской нефти, которую можно поставлять по своим каналам и из сирийских портов. Причем не только в Европу, но и на жаждущий ее Дальний Восток.
Что может противопоставить Турция? Закрыть Босфор, наплевав на конвенцию Монтре, предусматривающую свободу судоходства? Но это равнозначно объявлению войны, в которую НАТО не даст себя втянуть ни при каких обстоятельствах. Европе Турция если и нужна, то разве что в качестве противовеса скорее не России, а ордам вторгнувшихся мусульман. Поэтому Евросоюз спешно и тайком заключил с Анкарой сделку. Турция обязалась остановить поток мигрантов. И не за три миллиарда евро, как утверждала, выступая перед журналистами, Ангела Меркель, а за обещание вернуться к вопросу о вступлении Турции в ЕС. На самом деле это брюссельское обещание ни к чему не обязывает. Как и турецкие миграционные обязательства. Ибо оба они, по мнению The New York Times, невыполнимы. Так что, Эрдоган может и дальше заниматься оптимизмом. Хоть в мечети, хоть в ванной. Курдам на смех. (Автор статьи " Курам на смех":
Анатолий Гержгорин. 19.12.2015 )