Обычно не позволяю себе прогнозов, но сейчас сделаю исключение.
Повод:
интервью ВВП от 27.08.2020.
Что из этого интервью стало ясно?
1. "Возвращение" означает не то, что "батька" вернулся на трон и "останется с нами" до следующих выборов, а совсем иное: "батька" "поблудил" и "вернулся в семью". То есть, приполз к "большому брату" за помощью, пожертвовав суверенитетом страны ради своего спасения. У него не осталось никаких других альтернатив. Играть в игры с Украиной и Европой для давления на "большого брата" больше не получается, а "навести порядок" самостоятельно он не сможет, не применив силу, чего уже боится.
2. ВВП допустил его "до сапога", признав результаты "выборов" и самого АГЛ "президентом".
3. ВВП явно показал мировому сообществу, что Беларусь - его "сфера влияния" и ни с кем делить он ее не собирается. Это про его "резервные части" правопорядка. И обозначил критерии, когда этим частям будет дана команда выдвигаться (погромы и т.п.)
Здесь, правда, открывается простор для провокаций, но, думаю, что у "большого брата" другие планы, не связанные с введением войск.
4. При этом "большой брат" наметил путь, которым он собирается урегулировать ситуацию в Беларуси, "не вмешиваясь" - через наши налоги, а не через наших омоновцев и даже не через "вежливых людей". Что, собственно, подтвердилось подарком к дню рождения АГЛ - реструктуризацией 1 млрд.долларового долга перед РФ.
Обращаю внимание на цитату из интервью:
"Мы, безусловно, исходим из того, что всем участникам этого процесса хватит здравого смысла спокойно, без крайностей найти выход. Конечно, если люди вышли на улицу, все должны с этим считаться, слышать это, реагировать. Но, кстати говоря, Президент Белоруссии, ведь он и сказал, что он готов рассмотреть возможность проведения конституционной реформы, принятия новой Конституции, проведения новых выборов и парламента и президентских выборов на основе этой новой Конституции, но за рамки действующей Конституции нельзя выходить. Вы обратили внимание, что Конституционный суд Белоруссии вынес решение, что создание каких-то надконституционных, не предусмотренных Основным законом страны органов, которые пытаются перехватить власть, абсолютно недопустимо. И с этим трудно не согласиться."
Напомню, что Президент Белоруссии действительно повторил про возможность проведения конституционной реформы на жаркой встрече на МЗКТ 17.08.20.
Там он, правда, обмолвился, что ему приносят разные варианты, которые ему не нравятся. Думаю, что скоро ему принесут вариант, который ему сразу понравится.
Что нужно "большому брату"?
Нужно, чтобы без него ситуация не разрешилась, чтобы никто не смог сказать, что сами белорусы добились ухода диктатора и провели прозрачные выборы с разными программами, как предлагала Тихановская.
Значит, надо показать всему миру, что ситуация в тупике, и только "мягкое" вступление в игру "большого брата" смогло ее оттуда вывести.
То, что ситуация в тупике и АГЛ с ней не справляется, стало очевидно всем за эти 2 недели, в первую очередь, самому "батьке", который побежал за помощью к "брату".
То, что народ мирными акциями не быстро добъется результата, тоже стало очевидным, поскольку силовики батьку не бросили.
Это позволяет "большому брату" начать как-то реагировать на ситуацию, в т.ч. на просьбы "батьки".
Также "большому брату" надо протестировать свой будущий "транзит власти" и Беларусь - неплохой "полигон". Правда, у России нет подобного "большого брата" и в этом существенное отличие.
Каким образом, на мой взгляд, будут далее развиваться события?
Думаю, что "брат" поставил "батьке" простое условие: "ты уходишь, я вхожу". Но сделаем это красиво, не грубо, не топорно, как это делал "батька".
Что об этом свидетельствует?
1. "брат" намекает в интервью, что "на запасном пути" стоит "бронепоезд" с силовиками на случай немирного протеста. То есть, мирные протесты его устраивают.
2. однако, "брат" намекает, что игнорировать протесты тоже не следует.
3. "брат" напоминает, что "кстати говоря" "батька" сказал про конституционную реформу, после которой будут выборы, тем самым, обозначил срок (событие), которое считает точкой выхода из кризиса. Вся операция займет месяцы, но не более года.
4. "брат" пригласил "батьку" в гости, где не просто "отметит победу на выборах и прошедший день рождения", а покажет "ниточки", за которые он теперь будет "батьку" дергать. Фактически, Кремль стал той самой "площадкой" для "транзита власти", которой хотел стать Координационный совет.
Что будет дальше?
1. "брат" втихую напишет или поможет "батьке" написать "правильную" конституцию, благо, руку набили. Эта конституция, конечно, "батьке" сразу "понравится", и в то же время не будет сильно раздражать народ.
Например, будут ослаблены полномочия президента, усилен парламент, каким-то образом разобраны силовики. Это на руку "брату", чтобы в Беларуси не завелся еще один строптивый "батька" с силовиками в кулаке. В этом смысле политические интересы "брата", мне кажется, ближе к интересам населения Беларуси, заинтересованного в избавлении от конституции, чреватой диктатурой.
Даже уже сегодня "батька" продолжил
разговоры про изменение конституции.
2. "батька" объявит народу, что готов на конституционную реформу, выборы депутатов и потом снова выборы президента. Народ, несмотря на то, что батьку ненавидит, согласится с этим предложением, если будут внесены изменения и в избирательные процедуры, чтобы контролировать честность выборов. Отвергать этот ход и критиковать его, конечно, будут, но в целом большинство элит на это пойдет и большинство граждан, скрепя зубы, тоже, поскольку это хоть какой-то механизм.
3. Но здесь важна процедура принятия поправок или новой редакции Конституции. На ней весь "план" может сломаться.
Если это референдум, то повторные масштабные фальсификации уже вряд ли пройдут в сегодняшней ситуации. Поэтому текст Конституции должен быть приемлем для большинства граждан.
Если поправки протащат через парламентские процедуры, то легитимность новой Конституции будет поставлена под вопрос, но даже и в этом случае она может оказаться меньшим злом, чем существующая, и большинство с ней согласится. Например, если в ней будет восстановлен необнуленный лимит президентских сроков.
Нигде в этом плане "большой брат" впрямую не вмешивается, за границу республики силовиками не заходит. Разве что, советниками, юристами, политтехнологами, что и так уже есть.
Надеюсь, что голосование за обновленную Конституцию и последующие выборы все же будут боль-мень прозрачными. После чего "батька" скажет, что "устал и уходит", сделав "большое дело" - новую Конституцию и "мирно передав власть". "Большой брат" предложит ему что-нибудь почетное в аппарате союзного государства. После чего ситуация "успокоится", поскольку главный раздражающий фактор будет устранен, и начнется нормальный внутриполитический процесс с естественной борьбой разных политических сил внутри Беларуси.
Как я отношусь к этому "политическому" прогнозу?
Лично я "болею" за план, предложенный Координационным советом. Но я понимаю, что в политике реализуются не планы какой-то одной стороны, даже самой сильной, а их сложная комбинация, которую, возможно, никто и не планировал.
Но даже успешная реализация этого сценария не решает экономических вопросов.
Необходимость экономических реформ никуда не денется и эти реформы будут или болезненными, или дорогостоящими (для снижения уровня болезненности). И понятно, что платить за "анастезию" придется по большей части, "большому брату", т.е. в конечном счете гражданам РФ. Причем и у нас тоже дела не блестящи.
Поэтому "спокойной жизни" у Беларуси не будет еще несколько лет. Однако, если реформы будут проводиться в нужном, т.е. рыночном ключе, то есть надежда на позитивный тренд в течение 5 лет.
Если спросить меня, как я отношусь к собственному прогнозу и перспективе "заплатить" за реформы в братской стране?
Я отнесусь философски.
Во-первых, мы все равно платили эти 26 лет.
Во-вторых, считаю, что лучше оплачивать компенсацию негативных последствий необходимых, но болезненных реформ, чем содержать силовиков социалистического диктатора.