Предисловие
Уважаемые читатели, хотел бы посоветоваться с Вами по вопросу, который может оказаться полезным при реализации долгосрочных программ (проектов) развития некрупных российских городов (до 250-300 тыс.чел по
этой классификации).
Ключевое слово здесь - ДОЛГОСРОЧНОСТЬ.
Мне пришлось участвовать в работе в качестве модератора в программе Моногорода в Школе управления "Сколково". В рамках этой программы, группы, представляющие города, разрабатывают проекты развития города на срок, сравнимый со сроком жизни поколения, 20-40 лет.
О роли городских бизнес - династий в долгосрочном развитии Города.
1. Какая группа горожан заинтересована в наиболее долгосрочном горизонте развития Города?
Мой ответ - городские бизнес-династии, т.е. бизнес-семьи, которые видят перспективу развития своего бизнеса в следующих поколениях именно на территории данного города.
Бизнес-династии, по определению, мыслят сроками нескольких поколений, поэтому они предъявляют наиболее долгосрочные требования к горизонтам развития.
Очевидно, что бизнес-династии могут быть не обязательно городскими. По масштабу ведения бизнеса и локализации интересов, они вполне могут быть глобальными, федеральными, региональными и т.п.
Особенность городских бизнес-династий в том, что их бизнес по каким-либо естественным причинам связан с данным городом. Например, бизнес ориентирован только на рынок города или преимущественно на работников, живущих в городе, или на какие-то местные ресурсы.
До эпохи больших индустриальных систем большинство бизнес-династий зарождалось именно в городах и связывало себя со своими городами на долгие годы, например, Медичи во Флоренции. Колониальные экспансии, а затем развитый капитализм явили миру огромные компании, оперирующие в масштабах всего мира, возникли сетевые торговые компании, проникающие во многие города и конкурирующие с местными бизнесами. Многие из таких глобальных компаний, даже если и были основаны частным предпринимателем или семьей, превратились в корпорации с распыленным владением и потеряли перспективу стать бизнес-династиями.
Бизнесы, имеющие потенциал стать династическим, в своем большинстве представляют собой компании малого или среднего размера, работники которых живут в городе нахождения компании. При этом рынок для таких компаний может и не ограничиваться рынком города, что прекрасно демонстрирует, например, немецкий или итальянский бизнес. Но работники этих компаний преимущественно - горожане, как и сами хозяева.
2. Династия мыслит сроками, которые сравнимы с ее историей.
История российского бизнеса продолжается на протяжении всего одного поколения, поэтому наши потенциальные династии в лучшем случае могут мыслить сравнимыми сроками. Но и это уже дольше, чем горизонты, которыми вынуждены оперировать избираемые на несколько лет городская администрация и депутаты. И дело не в личных качествах людей, а в объективных обстоятельствах и интересах. Избираемым депутатам и администрации приходится принимать решения в рамках краткосрочных горизонтов, связанных с ежегодным бюджетным циклом или среднесрочными периодами, связанными с электоральным циклом.
Остальное же население города, представляющее собой простых наемных работников или пенсионеров, принимает решения в микросрочных ежемесячных или ежеквартальных циклах, связанных с выплатой зарплат, премий и пенсий.
Группы, работающие по программе Моногородов, обычно обсуждают в качестве стейкхолдеров и Монопредприятие, и Средний бизнес, и Малый бизнес, и Население. Но мне не встречались группы, которые среди стейкхолдеров обсуждали бы Городские бизнес-династии как отдельную группу внутри бизнес-сообщества. И это объяснимо.
Бизнес-династии сами пока не осознают себя как отдельную группу со специфическими интересами, поэтому и не сгруппированы в городских сообществах. Владельцы бизнесов группируются в разные ассоциации по другим принципам, например, по размеру компаний (типа Деловой России или Опоры России), по отраслям, но не по вопросу, который им всем предстоит решать - вопросу владельческой преемственности. Каждая бизнес-семья решает этот вопрос в своем кругу, хотя проблемы, с которыми она сталкивается, характерны для очень многих бизнес-семей, причем независимо от масштаба или отрасли бизнеса. У них есть, чем поделиться друг с другом и чем помочь друг другу, но они не группируются по этому интересу, поскольку нет такой культуры, нет "вожаков", кто бы их организовал, нет понимания, как столь деликатные темы обсуждать с кем-то еще, кроме семьи, если даже в семье не все это обсуждают.
При этом величина бизнеса не имеет значения. Бизнес-династии, независимо от размера, сходны в ключевом вопросе - обеспечения владельческой преемственности своих бизнесов в следующем поколении.
И город, городские власти могли бы здесь оказаться очень кстати, если бы выразили заинтересованность в формировании какого-то объединения типа "Клуба городских бизнес-династий", с которым можно было бы обсуждать перспективы развития города на 1-2 поколения вперед для того, чтобы сделать город привлекательным для детей и внуков сегодняшних "отцов-основателей". Настолько привлекательным, чтобы, получив первоклассное образование и, набравшись опыта, они захотели бы вернуться в город, чтобы продолжить Дело рода. Если в город вернутся образованные дети бизнесменов, то они начнут подтягивать в свои бизнесы более образованных, а значит, молодых топ-менеджеров, специалистов и работников.
Подобные "клубы бизнес-династий" особенно важны в некрупных городах, но не обязательно только в моногородах. В больших городах и мегаполисах не возникает проблем с тем, чтобы "вернуть" компетентную молодежь в город и сохранить население. Но там бизнес среднего размера "теряется" из поля зрения городской власти.
3. Масштаб города связан с масштабом бизнеса, существующего в нем.
Это очевидный тезис. Если в малом городе размещен крупный бизнес, то город превращается в моногород с соответствующей зависимостью. Поэтому малые и средние города, поддерживающие диверсифицированную экономику, могут стать средой для развития небольших бизнесов, должны опираться на МСБ. И перспективы роста в таком городе для этих бизнесов затруднены. Нужно выходить за пределы города, либо повышать экспортный (по отношеню к городу) потенциал и производительность труда в своей компании, чтобы при существующей численности занятых добиваться роста выручки.
В мегаполисах, в отличие от небольших городов, места хватает для всех, для бизнесов разного размера.
Поскольку корпорации с распыленным акционерным владением больше характерны для крупных бизнесов, а бизнес - династии, напротив, характерны для МСБ, то роль бизнес-династий для городской жизни должна возрастать с уменьшением численности города, если, конечно, это не моногород.
Этот вопрос также связан с вопросом о судьбе российских городов среднего размера. Есть ли у них будущее или их миссия быть "транзитными" пунктами в процессе перетока населения из сельской местности в крупные города и Мегаполисы?
Опыт европейских стран свидетельствует о том, что существует обратная тенденция миграции из крупных городов в небольшие по экономическим и социальным причинам. Реализуется ли эта тенденция в России с ее расстояниями - не очевидно.
4. Где же водятся российские бизнес-династии, по какому адресу их искать? Сколько их в российских городах и моногородах?
Ответ покажется неутешительным, но в России бизнес-династий практически нет, точнее, они возможны, но пока массово не проявлены, поскольку российский бизнес существует всего одно поколение. Это ресурс, который пока не то, что не добыт, но еще не разведан. Это значит, что надо браться за работу.
Некоторые исследования показывают, что от 20 до 25% российских основателей бизнесов собираются передать их детям. Это меньше, чем в развитом мире (там около 30%), но это уже не ноль. Есть немногочисленные бизнесы, которые перешли преемникам во втором поколении, а многие оставшихся - это потенциальные династии.
Если верить этим данным, мы можем оценить количество потенциальных «членов» такого «клуба». Если в городе с населением 200 тыс.человек существует 1000 компаний МСБ, то около 200 из них -кандидаты в бизнес-династии. Даже если 10% из них проявят интерес к городской тематике, это будет группа из 20 грамотных и заинтересованных состоявшихся людей со своими семьями. Но думаю, что их будет гораздо больше. Их надо просто найти, позвать к сотрудничеству с городской властью.
Конечно, предложение о том, чтобы работать с бизнес-династиями, вовсе не отрицает необходимости работать и с остальным бизнес-сообществом, столь необходимым городу в настоящее время. Но для обсуждения долгосрочных задач общение с бизнес династиями необходимо, без них решения могут оказаться неточными.
5. К чему призываю?
К сотрудничеству Администрации и Бизнес-сообществ городов в формировании «Клубов городских бизнес династий» или подобных городских сообществ.
В рамках таких "клубов" следует обсуждать, как минимум, три группы вопросов:
- Владельческая преемственность бизнеса, подготовка преемника,
- Развитие бизнесов в следующем поколении в контексте долгосрочного развития города,
- Развитие города в контексте развития бизнес династий и бизнес-среды, привлекательной для бизнес-династий.
6. В чем вижу свою экспертизу и возможный вклад?
Готов: взять на себя с коллегами содержательную подготовку обучающих программ по каждой из этих групп, приглашение соответствующих экспертов, лучших в стране как по бизнес-тематике, так и по городской.
В качестве первого шага я готов приехать на 1-2 дня в город, который меня пригласит, выступить на совместной встрече Администрации и Бизнес - сообщества с обоснованием этой идеи, провести мозговой штурм, нацеленный на создание такого Клуба, рассказать подробнее о том, что знаю и чем могу помочь.
7. Выводы:.
- Бизнес-династии имеют значение для развития Города, являясь стейкхолдерами с наиболее долгосрочным горизонтом интереса.
- Призываю Администрацию городов осознать, что вопросы долгосрочного развития по-разному интересны разным городским группам населения. Наиболее долгосрочный горизонт - у потенциальных "бизнес-династий" - семей горожан, которые планируют передать свой бизнес детям.
- Призываю Администрации городов выступить интересантом или даже инициатором формирования "Клубов городских бизнес-династий", чтобы далее с ними вместе планировать будущее города.
- В рамках таких "клубов" следует обсуждать, как минимум, три группы вопросов:
- Владельческая преемственность бизнеса, подготовка преемника,
- Развитие бизнесов в следующем поколении в контексте долгосрочного развития города,
- Развитие города в контексте развития бизнес династий и бизнес-среды, привлекательной для бизнес-династий.
- Заявляю о своей готовности помогать в этом деле..
Как Вы считаете, есть ли здравое зерно в этой идее или это бред?
Более подробное размышление о
моногородах здесь. PS
Конечно, я понимаю, что через поколение наступит новая пост-пост-пост цифровая экономика 2050.0, в которой уже не будет ни института собственности, ни наследования, ни бизнес - династий, но при этом города останутся и надо будет обсуждать их развитие в принципиально другом составе участников. Возможно, это и будет так. Но пусть этот вывод сделают те, кто сегодня вполне конкретно готовится стать преемников уже существующих бизнесов. А сегодня ответственность за формирование видения городов в следующем поколении нужно кому-то брать на себя. Думаю, что пока реальны традиционные "бизнес-династии".