КРИТИК? НА ВЫХОД!

Jul 17, 2012 12:49

 Новость, пришедшая в самом конце февраля, ошарашила: из Тверской писательской организации исключён единственный в области критик Александр Бойников.

Александр БОЙНИКОВ

Что это зна­чит? Ви­ди­мо, пис­со­об­ще­ст­во Тве­ри пред­по­чи­та­ет со­зи­дать, не ог­ля­ды­ва­ясь на сто­рон­нее - про­фес­си­о­наль­ное! - мне­ние. Меж тем в ря­дах ТПО есть за­ме­ча­тель­ные по­эты и про­за­и­ки, ко­то­рым, уве­рен, кри­ти­ка нуж­на как воз­дух. И не один Бой­ни­ков, а мно­го-мно­го бой­ни­ко­вых, ибо на од­ном мас­ле ка­ши не сва­ришь, нуж­ны и огонь, и во­да, и мед­ные тру­бы.

И - ну­жен чи­та­тель. Но тут за­ка­вы­ка. Чи­та­те­ля се­го­дня да­же у про­фес­си­о­наль­ной (что уж го­во­рить о са­мо­де­я­тель­ной) по­эзии прак­ти­че­с­ки нет (че­му до­ка­за­тель­ст­вом дис­кус­сия в фе­в­раль­ском но­ме­ре «Зна­ме­ни», в ко­то­рой при­ни­ма­ют уча­с­тие ве­ду­щие кри­ти­ки и по­эты стра­ны). Твор­че­с­кие ве­че­ра, по боль­шей ча­с­ти, по­се­ща­ют од­ни и те же ли­ца - са­ми ав­то­ры, да ре­де­ю­щая, увы, груп­па по­чи­та­те­лей. Кри­тик - са­ни­тар ле­са, и, би­чуя по­ро­ки (а он мо­жет быть не прав - прав лишь Со­зда­тель!), так или ина­че, ра­бо­та­ет и на ав­то­ра, и на ли­те­ра­ту­ру, и на чи­та­те­ля. (Ес­те­ст­вен­но, толь­ко на этом функ­ции кри­ти­ки не за­кан­чи­ва­ют­ся, но тут раз­го­вор о дру­гом.) Ка­кой сти­мул раз­ви­вать­ся, ког­да всё глад­ко да сма­за­но? Раз­ви­тие - это борь­ба. И кри­тик - её луч­ший друг.

Алек­сандр Бой­ни­ков - че­ло­век прин­ци­пи­аль­ный, без за­стен­чи­во­с­ти би­чу­ю­щий «твор­че­с­кие по­ро­ки», за что, ес­те­ст­вен­но, лю­бим да­ле­ко не все­ми пи­и­та­ми, ко­их кос­ну­лось пе­ро кри­ти­ка. Не хо­чу ска­зать, что он все­гда и во всём прав - ко­неч­но, нет, про­фес­сия кри­ти­ка пред­по­ла­га­ет путь оши­бок, труд­ных не ме­нее, чем по­эзия и про­за, и за­ня­тие кри­ти­кой - не­бла­го­дар­ное, по­сколь­ку пре­па­ри­ро­ва­ние чу­жо­го твор­че­ст­ва ап­ри­о­ри бо­лез­нен­но для ав­то­ра.

От­ве­тить до­стой­но, то есть - вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ным твор­че­ст­вом (или при­зна­ни­ем аль­тер­на­тив­ной кри­ти­ки, ко­ей в Тве­ри, увы, нет), пред­ста­ви­те­ли ТПО (ес­те­ст­вен­но, да­ле­ко не все, ибо кво­ру­ма - не бы­ло) не смог­ли. Но «месть» свер­ши­лась: кол­ле­ги­аль­ное из­гна­ние со­сто­я­лось. Во вся­ком слу­чае, ес­ли ве­рить про­то­ко­лу.

«Не юби­лей­те, не лей­те елея», - го­во­ри­ла в пред­две­рии сво­е­го 75-ле­тия Рим­ма Ка­за­ко­ва. По­лу­ча­ет­ся, что елей и «юби­ле­е­ние» ста­но­вят­ся един­ст­вен­но ле­ги­тим­ной фор­мой твер­ской кри­ти­ки, а всё ос­таль­ное - кор­чу­ет­ся как сор­няк.

Ку­да с этим зай­дёт твер­ская ли­те­ра­ту­ра, до­га­дать­ся не труд­но.

Владимир КОРКУНОВ,
Тверская обл.

"Литературная Россия"
№10. 09.03.2012

Previous post Next post
Up