Речь пойдет о том, о чем еще пару лет назад нельзя было говорить серьезно. О признании независимости Приднестровья. Да, сегодня это возможно, как никогда прежде. Вы думаете, что готовится указ президента России о признании Приднестровской Молдавской Республики? Как бы ни так. Политика - искусство возможного, и сегодня на примере Республики Молдова это в наглядной форме демонстрируется.
С конца 2012 года европейская бюрократия и дипломатия приняла принципиальное решение о смене стратегии на Днестре. В 2004 году Европейский союз заполучил в свой состав головную боль в лице разделенного Кипра и с тех пор твердил, как мантру: "Нам не нужен второй Кипр, Молдавия может вступить в ЕС только воссоединенной". Но ничто не вечно под луной, и даже у европейской дипломатии могут измениться принципы, если происходит изменение основополагающей цели всей региональной политики.
Процесс установления кишиневскими властями фактической границы по Днестру, то есть внутри страны, идет полным ходом. И это - после того, как парламент принял постановление, в котором четко сказано: "Односторонние действия любого характера, от кого бы они ни исходили, в том числе призванные узаконить установление любых границ в пределах территории суверенного государства Республика Молдова, способствуют подрыву процесса урегулирования".
Премьер Лянкэ заявил журналистам, что шесть контрольных пунктов, установленных вдоль Днестра, имеют своей целью "всего лишь" контролировать миграционные потоки через неконтролируемый Кишиневом участок границы с Украиной.На закрытых слушаньях по Приднестровью, отвечая на вопрос о предназначении этих шести загадочных постов, целый директор Службы информации и безопасности Михай Балан признал, что их функция - борьба с контрабандой. При этом глава правительства настаивал: никаких атрибутов государственной границы здесь нет, поскольку нет никакой таможни. Это, безусловно, неправда. Таможенные функции данные посты уже выполняют. Обычные миграционные посты, как известно, с контрабандой не борются. С контрабандой борется таможня. Глава пограничной полиции Пуриче заявил, что уже формируются мобильные объединенные группы из сотрудников Пограничной полиции, таможни и Миграционного бюро. "Эти объединенные экипажи будут патрулировать вокруг Зоны безопасности", - сказал он. Разве пограничная полиция и таможня действуют не на государственных границах? Замминистра внутренних дел Урсаки прямо заявил на заседании парламентской комиссии: как только эти шесть постов будут оснащены соответствующей техникой и получат доступ к базе данных Registru, они тут же начнут тотальный шмон всех граждан, пересекающих Днестр. Всех! В обязательном порядке! И это - уже после того, как и вице-премьер по вопросам реинтеграции Евгений Карпов, и министр внутренних дел Дорин Речан в один голос заявляли, что эти посты - всего лишь для того, чтобы облегчить регистрацию иностранцев, которые попадают в Молдавию через территорию Приднестровья. И что дело это будет сугубо добровольное.
Больше того: в правительстве уже разработан и передан в парламент для принятия в приоритетном порядке законопроект о внесении изменений в Кодекс о правонарушениях. Он предполагает, что любой "иностранец или апатрид", не зарегистрировавшийся в 90-дневный срок в официальных миграционных органах Молдавии, должен будет оплатить штраф в размере от 20 до 40 условных единиц. Внешне все выглядит вроде бы пристойно. Проник иностранец на территорию Молдавии через Приднестровье, не зарегистрировался, будь добр плати штраф. Но вот в чем закавыка: у десятков тысяч жителей Приднестровья, априори граждан Молдавии, нет молдавских паспортов. Зато есть паспорта, к примеру, Украины, России. Тот факт, что любой житель Приднестровья, не обладающий молдавским паспортом, будет приравнен Кишиневом к иностранцу или апатриду, это ли не признак установления границы по Днестру? И вообще, не странно ли, что задачу укрепления границы с Украиной молдавская сторона решает устроить на Днестре, глубоко на собственной территории?
Реакция президента ПМР Евгения Шевчука на приднестровскую активность Кишинева исполнена горячей благодарности: "Со стороны Молдавии идёт формирование полноценной государственной границы". Ответом Шевчука стало подписание указа о государственной границе (в действительности, не указ, а Закон "О государственной границе Приднестровской Молдавской Республики", подписанный Евгением Шевчуком 10 июня) Даже если бы кто приплатил Кишиневу за такие подачи, и то лучше бы не вышло. А может, и вправду кто-то приплатил? У нынешнего этапа раскола и развода довольно-таки известные спонсоры. Из числа тех, кто оформлял расторжение государственного брака между Сербией и Косово, например.
С начала 2000-х годов европейцы в унисон с американцами повторяли два главных принципа: придание особого статуса приднестровскому региону в международно-признанных границах территориально единой Республики Молдова и повышение уровня социально-экономического развития РМ с целью создания большей привлекательности Правобережья для жителей левого берега. Не вышло. Ни то, ни другое не сработало. Статус Приднестровья фактически перестал обсуждаться после провала подписания Меморандума Козака. А референдум 2006 года в Приднестровье сделал разговоры о воссоединении Молдавии бессмысленными. Короче говоря, проект "Европа для единой Молдавии" потерпел фиаско. Когда уходящий госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что через евразийскую интеграцию Россия намеревается воссоздать СССР, Запад вдруг встрепенулся и понял, что времени для контрмер осталось не так уж много - официальное создание Евразийского союза планируется на 1 января 2015 года. Поэтому под занавес 2012 года европейские, и особенно румынские политики и политологи, будто по команде заговорили про Молдавию в ЕС без Приднестровья. Глава делегации Еврокомиссии Дирк Шубель, заявил, что Молдавия не получит безвизового режима, если на границе не будет надежного механизма контроля за миграцией. А весной стало известно о намерении Кишинева установить посты миграционного контроля вдоль Днестра.
В ноябре в Вильнюсе будет то ли подписан, то ли парафирован засекреченный Договор о зоне свободной торговли с ЕС, в который Кишинев прет, зная что Приднестровье в этом договоре участвовать не будет. Это ли не признание того, что молдавские власти добровольно, осознанно отрезают часть собственной де-юре территории от прав и обязанностей, прописанных в данном договоре? Подтверждением может служить также договор о военном сотрудничестве с Румынией, предполагающий возможность бессрочного пребывания на территории Молдавии обожаемых в Приднестровье румынских войск, а также сотрудничество с румынскими войсками в вопросах "управления кризисами". И с этой точки зрения диаметрально противоположно ориентированное Приднестровье не совпадает с планами партнеров по деградации Молдавии, и становится объективным препятствием для успеха вильнюсского сговора. А раз так, то, как говорила героиня известного фильма: "Резать к чертовой матери!", Кишинев сам, своими руками пилит страну аккуратненько по Днестру. Европейским партнерам по деградации, проинвестировавшим в деградацию Молдавии сотни миллионов евро за последние четыре года, жизненно необходимо дотянуть эту власть до ноября, до Вильнюса, и посадить страну на такую цепь, длиной до Бухареста, чтобы она уже с нее никуда не сорвалась. И только дрессированно лаяла с тоскливым видом куда-то в сторону Москвы.
В итоге мы имеем парадоксальную ситуацию. Власти Молдавии под чутким руководством Евросоюза, и особенно Румынии, форсируют превращение де-факто границы по Днестру в де-юре границу между Республикой Молдова и пока еще не признанной Приднестровской Молдавской Республикой. А Приднестровье, не осознавая серьезности ситуации, по привычке говорит о необходимости признания, даже не зная, насколько оно сейчас близко к этому!
Запад может в обозримом будущем запустить механизм признания Приднестровья. Даты неизвестны, но зато говорится о двух возможных путях. Либо первый шаг сделает Косово, которое признано большинством стран ЕС, либо на это пойдет сама Молдавия. Разумеется, признание ПМР будет осуществлено не ради самого Приднестровья и уж тем более не ради России.
В этом деле есть программа-минимум и программа-максимум. Первое - это избавление Молдавии от проблемного пророссийского балласта ради гарантированного включения Молдавии в орбиту ЕС и, возможно, Румынии. Второе - это долгосрочная программа выдавливания России из региона, а также начала давления на Украину.
Недавно депутатская группа Верховной Рады по взаимодействию с Приднестровьем направила запрос в адрес премьер-министра Украины Николая Азарова и главы МИДа Леонида Кожары по поводу соблюдения прав украинцев, проживающих в приднестровском регионе Молдавии. По словам украинских депутатов, это продиктовано нововведениями Кишинева, который решил установить на границе с Приднестровьем пропускные пункты и штрафовать граждан Украины и России, живущих в регионе, за отсутствие у них молдавского паспорта. Приднестровские украинцы, сделавшие выбор в пользу своей исторической родины, частью которой до провозглашения независимости Молдавии в 1991 году, было Приднестровье, оказались в положении людей без документов. Киев требует создания консульства в Приднестровье.
По словам Дмитрия Соина, лидера Союза приднестровцев Украины, депутата Верховного совета Приднестровья, "ситуация действительно пограничная - на грани взрыва". И страдают от нее приднестровцы, которые "не виноваты в том, что де-факто Молдавия разделилась на два государства, пусть второе и непризнанное".
"В ответ на дискриминационные меры Кишинева в Тирасполе приняли закон о госгранице Приднестровья, еще больше дистанцировавшись от Молдавии",- сказал Соин. "Учитывая сложность момента, а также то, что в регионе треть населения - украинцы и весь восточный транзит идет в Приднестровье через Украину, мы приветствуем любую депутатскую группу Верховной Рады, которая займется проблемами населения региона", - пояснил приднестровский депутат.
В программе межфракционной группы Верховной Рады - "возможность открытия в ПМР (Приднестровская Молдавская Республика) украинского консульства, дополнительных пограничных переходов между Украиной и Приднестровьем, решение различных вопросов в сфере образования, свободы передвижения граждан, а также работы местных перевозчиков на территории соседней страны".
В сентябре в Верховной Раде планируется специальное слушание по Приднестровью, на котором "будут рассмотрены вопросы, волнующие население региона", где проживают около 150 тыс. граждан Украины. Законодательство этой страны не предусматривает, в отличие от молдавского, возможность получения двойного гражданства.
Логика проста: ставшее формально признанным Приднестровье очень скоро почувствует на себе, что такое потеря геополитического веса в игре России с Европой. У Москвы не будет ни формальных оснований, ни физико-географических возможностей для "пристегивания" Приднестровья, зато они появятся у Украины с подачи ЕС. Приднестровье в Украине - это Троянский конь, ибо граница между Румынией и Украиной по Днестру - это рецидив 1940 года, а значит, Бухарест рано или поздно актуализирует проблему Буджака и Северной Буковины
По материалам ИА REGNUM, Europa Libera, "Пульс", "Кишиневский обозреватель".