Приказ Минэкономики, который отменяет обязательное ведение книги отзывов и предложений, официально вступил в силу. Об этом сообщает пресс-служба Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины.
В сучасному світі є більш ефективні та зручні інструменти контролю та захисту прав споживачів. Так, можна залишати свої відгуки через "гарячу лінію", електронне та класичне листування чи соціальні мережі. Крім того, сьогодні споживачі можуть звернутися до Держпродспоживслужби та її територіальних органів за захистом порушених прав як в паперовому, так і електронному вигляді (
www.consumer.gov.ua). В територіальних органах Держпродспоживслужби та в багатьох місцевих держадміністраціях створені та функціонують консультаційно-інформаційні служби, де споживачі можуть отримати інформацію та допомогу по захисту своїх прав.
Затраты на администрирование книги, как утверждается в приказе, составляли около 44 миллиона гривен в год.
Официально её отменили ещё в марте прошлого года, но, как это у нас обычно бывает: «вимоги та згадки про книгу скарг залишалися в низці нормативних документів, зокрема, наказах Мінекономіки».
Книгу отзывов и предложений (которую и называли книгой жалоб) на предприятиях розничной торговли и общественного питания ввели ещё в 1973-м году. В условиях тотального дефицита настоявшийся в километровых очередях покупатель мог спустить пар, настрочив кляузу на нехороших продавцов, которые, по его мнению, оказались недостаточно радушными и расторопными. На кляузу надлежало дать официальный ответ в течение двух дней. Книга жалоб обязана была висеть на видном и доступном месте, но на практике клиентам и посетителям приходилось её требовать, а продавцы и завмаги по возможности старались это требование не выполнять.
Некоторые заведения держали две книги жалоб, одну из которых давали кляузникам, а другую - хорошим и правильным людям. Я в своё время самолично писал отзывы в таких книгах, не ограничивая себя казёнными формулировками. Типа, у меня случилось состояние клинической смерти, но у самых ворот ада мне вдруг вспомнилось заведение общественного питания номер такой-то, и моя душа мгновенно вернулась в жаждущее тамошних деликатесов тело.
Надеюсь, мои отзывы кому-то чем-то помогли.
Но с 06.10.2020 эта страничка нашей истории окончательно перевёрнута.
Сьогодні остаточно скасований цей застарілий та неефективний інструмент захисту прав споживачів.
Да и не жаль.