Дневник Т. Манна за 1950-й год
(в "Новом мире" за 1996 г.
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/1/mann.html). Конечно, как и думалось, в "Круле" - транспозиция. Кёльнер. (Альбертина Пруста.) Впрочем, и в сцене юного Круля с почтенной дамой в отеле - тоже транспозиция.
И, конечно же, из дневников: абсолютный платонизм тела и предельный дионисизм воображения. Интересно было перечитать о Манне мудрую и осторожную Н.С. Павлову.
"Авантюризм", "человек риска" - невозможное для запоздалого демократа, бюргера и семьянина Манна. Но с каким гурманством развёрнуто в героях. Артистичный Круль, раблезианец Пеперкорн, раскосая, хлопающая неприлично дверью "русская" Клавдия Шоша и пр.
Третий месяц пишу статью, набегами разумеется... Жалко отдавать в "чёрную дыру" ВАКовских клонов. Думаю, где б её реально кто-то прочитал. Впрочем, есть один-два варианта.
UPD: Манн читал тогда, работая над "Крулем", "Подростка" Достоевского. Вот интересный факт. Идея Ротшильда. Снова - авантюризм, "человек риска"... К тому ж, юный человек. Горячая голова. Комплекс "человека из угла" - что-то подобное у Круля, отпрыска разорившегося семейства с сомнительным бизнесом - производством низкопробных шипучих вин :)