такой суровый стиль

Nov 05, 2012 12:21


Суровый стиль гениально схватил и эстетизировал колорит советской эпохи - именно КОЛОРИТ, ФОРМУ: грязно-казённые цвета (ср. в фильмах Аки Каурисмяки), монотонность, простоту конструктивистских линий, незамысловатость тиражированного дизайна (от бутылок под молоко до пачек, коробок, свитеров). И, потрясающе, взгляд художника во всём этом унылом, ( Read more... )

форма и содержание, суровый стиль, арт-медиа

Leave a comment

1_9_6_3 November 5 2012, 15:15:01 UTC
Если смотреть на картины "сурового стиля" через фильмы Каурисмияки, то, наверное, можно увидеть "грязно-казённые цвета, монотонность, простоту конструктивистских линий, незамысловатость тиражированного дизайна".
Но если взглянуть на них через живописное наследие художников 20-30-х (восходящее к кубизму и сезаннизму), хотя бы через одного Александра Древина, то можно увидеть совсем иные корни этих "суровых" форм: http://1-9-6-3.livejournal.com/74708.html
"Суровый стиль" не поэтизировал казенность, монотонность, тиражированность дизайна, но, отстранялся от всех этих внешних категорий изобразительности во внутреннюю жизнь живописной формы. Эти работы Васнецова хорошо бы посмотреть не через советские воспоминания и фильмы Каурисмияки, а через Дерена, Брака и Вламинка.

Reply

vk_kotelevskaja November 5 2012, 16:01:08 UTC
Можно и так посмотреть. Не премину :)
Но ничто не помешает мне узнать в колорите многих шестидесятников-семидесятников краски моего советского детства - они узнаваемы. И, собственно, меня и поражает, как эти краски возведены в художественную степень философского обобщения. Каурисмяки тоже хорошо даёт почувствовать близкие параллели.
В общем, противоречия в оценках не вижу - скорее, нюансы, разные ракурсы.

Reply

1_9_6_3 November 5 2012, 17:13:49 UTC
Субъективно, по касательной, не особо углубляясь в произведение, - можно увидеть, представить и вспомнить слишком многое.
Но если смотреть в чистую и напряженную форму этих двух работ Андрея Васнецова: в пластику, построение пространства, соотношение масс, мощную динамику вертикалей (в нижней) - всё это наполнит колорит совершенно несоветским и вообще несоциальным содержанием.

Reply

vk_kotelevskaja November 5 2012, 17:56:19 UTC
Во-первых, я как раз потрясена преодолением всего социального в этих работах (если вы этого не услышали). Я говорю о форме, а не о чем-то ином.

А во-вторых, никто не запретит мне быть субъективной настолько, насколько мне этого хочется - тут же не научный журнал, а мои собственные впечатления. Здесь, сейчас, в моём собственном (художественном и жизненном) контексте.

Reply

1_9_6_3 November 5 2012, 18:15:45 UTC
Быть субъективной, насколько Вам этого хочется, запретить не может никто. Значит, мне ошибочно показалось, что Вам интересно обсудить эту тему в более широком контексте.

Reply

vk_kotelevskaja November 6 2012, 03:25:38 UTC
В более широком контексте - да, всегда и с удовольствием. Ну просто не в том тоне, что один контекст полностью исключает другой. Все ваши аналогии интересны и, главное, с большинством я согласна - например, сезанновские мотивы и чувство предмета очень угадываются. В остальном у меня просто аналогии не срабатывают - ка раз из-за неполного знания контекста.

Reply

1_9_6_3 November 6 2012, 03:56:41 UTC
Увы, иногда более широкий контекст открывает принципиальную уязвимость узко-субъективного взгляда. Я сам за собой не раз замечал подобное, и пафос моих комментариев относится не к Вашей точке зрения или моей, а к проблеме восприятия искусства в целом. То же самое и в поэзии, и в музыке - нам легче притягивать произведение к себе, чем втягиваться в него.

Reply

vk_kotelevskaja November 6 2012, 04:06:00 UTC
Согласна. Но это необходимый и неизбежный ЭТАП.
Без субъективного потрясения и присвоения не происходит дальнейшего движения.

Reply


Leave a comment

Up