Образ в фотографии

Dec 14, 2010 22:54

Умные мысли из умных книжек:

Э. Вишковский, чешский фотограф, подчеркивал, что «воздействие фотографии,
впечатление от нее находится не в ней, а в нас». Зачастую снимок рассчитывает пре-
жде всего на жизненный опыт зрителя - на «многочисленные чувственные ощущения,
впечатления», приобретенные в личных контактах с объектами, «вычитанные из книг,
увиденные в кино, временно забытые»26. При рассматривании снимка накопленные
«ощущения и впечатления» активизируются, помогают осмыслить увиденное

Точность репродукции не заставит зрителя вслушиваться в «шепот бытия». Для этого кадру необходима об-
разность.

Пространственный образ основан не на найденной экспрессии, а на экспрессии созданной. Вместе с
тем он кажется зрителю более обычным, бесхитростно зафиксированным - огромные же усилия фотографа, заставившего вещи характеризовать друг друга, при этом не замечаются. Предметный образ в еще большей степени ощущается как результат бесхитростной фиксации, ибо нередко создается лишь мастерски подчеркнутой экспрессией отдельных, изолированных объектов. Так как даже через эти отдельные вещи фотограф передает «шепот бытия», то он и впрямь должен обладать великим уменьем.
Отсюда следует, что фотографическая подлинность не столько натуральна, не столько выхвачена из жизни, сколько создана автором и потому искусственна, то есть оказывается творением искусства. И если в искусственной подлинности мы слышим «шепот бытия», то снимок осознается нами как произведение искусства, как картина. Федоров-Давыдов писал об одном полотне И. Левитана, что в нем «жизнь изображения, жизнь природы ... развивается во времени не как смена событий, не как действие, а как внутреннее, едва уловимое, но ощущаемое душой биение пульса жизни»30. Кра-
кауэровский «шепот бытия» и это «биение пульса» по сути своей синонимичны. (Стигнеев. Поэтика фотографии)

Суммируя взгляды великого романиста, академик Лихачев пишет, что, по мнению Достоевского, «типичное» ... выдумано ... бедным воображением писателя, не замечающего неповторимости факта, его абсолютной единичности». «Именно индивидуальные, случайные, а не среднесглаженные явления мо-
гут выражать «идею», скрытую в действительности»32.

цитаты, впечатление от фотографии

Previous post Next post
Up