«Нет выше человека, чем святой, который являет Бога»

Sep 19, 2012 12:47


«Нет выше человека, чем святой, который являет Бога», - отец Диво Барсотти в книге о Достоевском

«Достоевский  - религиозный писатель;  быть может, величайший религиозный писатель последних веков. Оставляя в стороне вопрос о его личной святости, за ним можно признать известный пророческий дар.

Нельзя сказать, чтобы его религиозные взгляды полностью совпадали с учением православной Церкви. Монахи не узнавали себя в русском иноке, каким пытался изобразить его Достоевский.
Невозможно оставить без порицания те страницы, на которых он бросает тяжкие обвинения католической Церкви.
И всё же  нет оснований сомневаться в величии той религии,  свидетельство о которой Достоевский приносит в своих романах. Данте Алигьери тоже сурово обличал пап и многих из них поместил в ад, но ведь даже у величайших святыхи мистиков Церкви мы можем найти какие-то недостатки. Никакому человеку не дано осуществить, в мысли и в жизни, полноту христианской тайны...
Общение истинной любви между людьми, являясь для Достоевского исполнением всякого ожидания и всякого обетования, есть уже рай на земле. Невозможность любви к ближнему, о которой он говорит в удивительных строках, написанных во время бдения над телом первой жены, удостоверяет, что любовь к ближнему есть дело благодати; таким образом, религия  Достоевского не есть естественная религия. Он не отвергает учение Церкви. Верно. что его Бог никогда не именуется Богом-Троицей христианского откровения;  верно, что он не говорит ясно о воплощении, и всё же центральное место, которое занимает Христос в его художественном мире, страстная любовь ко Христу в его жизни предполагают Христа и трансцендентальность Его учения. Может показаться, что Достоевский хранит о тайне искупления человека крестной смертью Иисуса, однако, искупление человека от греха  - это тема "Преступления и наказания" и, возможно, предполагавшаяся тема "Братьев Карамазовых"; верно, что его видение Церкви страдает неполнотой (она предстаёт слишком чуждой всему земному и почти незримой), однако он глубоко воспевает монашество, в котором Церковь признаёт подлинный опыт церковной жизни...
Так является ли Достоевский христианским писателем? Мировоззрение, которое он нам предъявляет, вызывает известные сомнения, и всё же в главном оно согласуется  с христианским учением. Это главное  - тайна греха, который приводит человека к смерти, любовь ко Христу и бесконечное страдание.
Жизнь христианина - мир и радость, кротость и смирение. Не общественная деятельность спасёт мир, а духовная красота. Нет выше человека, чем святой, который являет Бога.

о. Диво Барсотти.  Достоевский: Христос - страсть жизни. М., 1999. С. 144-146.
paoline.ru/doc/dostoyevsky.pdf

christianity, человек, Бог, богословие, Достоевский, мировоззрение, святые, Христос, христианство, святость, христиане, christian, религия

Previous post Next post
Up