И ведь Он всё равно знает, что мы там пытаемся скрыть), - написала два года назад неповторимая
elka_sh, читающая , кажется, все сообщения своих друзей, и уж точно о то время единственный, может быть, читатель каждого нового сообщения в блоге. Нет того поста, где было это сказано, а поскольку gdety и «Где я?» очень даже перекликаются, решил заново опубликовать ту
хасидскую притчу
ГДЕ Я?
Ребе Ханох Генех из Александра рассказал как-то такую историю:Жил-был один очень рассеянный человек. Настолько забывчивый, что, просыпаясь утром, не мог вспомнить, куда положил свою одежду накануне вечером. Дошло до того, что по вечерам его стала мучить бессонница - так он боялся, что не сможет с утра отыскать одежду.
Но как-то вечером его посетила прекрасная мысль. Он взял бумагу, ручку и аккуратно записал, что где оставил перед сном. Затем положил список на столик у изголовья кровати и сразу заснул как дитя, в блаженной уверенности, что утром моментально отыщет все что нужно.
Так и получилось. Он проснулся, взял записку со столика и стал читать, что где находится:
- «Брюки - на стуле». Ага, вот они, надеваем. «Рубаха - на спинке кровати». Прекрасно, надеваем рубаху. «Шляпа - на письменном столе». Точно, берем и ее...
Так, всего за несколько минут, этот человек полностью оделся. Но вдруг от некой мысли его объял ужас, и он стал раз за разом перечитывать список, хватая поочередно предметы одежды.
- Ну да, ну да, - бормотал он в отчаянии, - вот брюки, вот рубаха, вот шляпа... А где же я сам?!
И он принялся искать себя самого. Всюду шарил, все в комнате перерыл - но так и не нашел. Пару секунд помолчав, ребе заключил:
- Каждый из нас - точно в таком же положении.
«Где я?» Согласно учению иудаизма, этот экзистенциальный вопрос лежит в основе всякого человеческого опыта. Заметим: не «кто я?», а «где я?». Между этими двумя вопросами - принципиальная разница.
Вопрос «кто я?» оставляет тебя в изоляции. За ответом на него нужно обратиться внутрь себя. Обращаясь же внутрь, ты отделяешь себя от мира. Вопрос «где я?» вовлекает «я» в контакты и взаимоотношения. В поиске ответа на него надо стать обращенным и внутрь, и наружу - чтобы определить свое местонахождение в двух мирах, внутреннем и внешнем, и даже отказаться от их различения, увидев реальность как неразрывное целое действия, чувств, мышления и Бытия.
Когда Бог зовет Адама в саду Эдема, тот выходит из-за кустов, в которых прятался, и говорит: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Бытие 3:10). Адам осознает как свои чувства, так и свои действия, - и однако, несмотря на собственный страх, выходит из укрытия.
Это - высшая духовная задача. Можешь ли ты выйти из укрытия таким, каков ты есть? Большинство из нас считает, что, прежде чем предстать перед Господом, нужно измениться к лучшему. И посвящают годы, а то и десятилетия психотерапии, медитации и духовной самодисциплине, надеясь таким образом обрести право пребывать в Его Присутствии. Но на самом деле мы не в состоянии быть нигде, кроме как перед Ним. Так что немедленно выходи из укрытия - со всеми своими страхами, стыдом, ошибками и глупостью - выходи!