Сегодня всадники Апокалипсиса шествуют по земле. Всадник белый, победитель, Христос, окружен странными спутниками - изображающими войну, голод, смерть. Не объято ли христианство тяжелым, трагическим сном в тот самый момент, когда мир терпит крах, распадается? Мир живет в христианских ересях из-за христиан, которые неспособны явить торжествующее присутствие Жизни. Христианский мир потерял тот столь ярко выраженный смысл, который был свойствен Израилю - gens prophetica, «народу-метафоре», «народу-пророку» - быть богоявляющим народом. Апокалиптический Христос, отличающийся от исторического Христа, приводит все мировое пространство к последнему кризису, суду, освещаемому парадоксальным светом, неожиданным и подобным суду над Иовом и его друзьями.
Мосты рушатся, связи рвутся. Факт более тревожный, чем первая Вавилонская башня; сегодня мы видим уже не смешение языков, а невозможность условиться говорить на одном языке, смешение умов. Мир замыкается в самом себе и, возможно, больше никогда не услышит голоса Христа; христианство замыкается в самом себе и не имеет более никакого влияния на историю. Оно слишком обосновалось во времени и в ничтожнейших проблемах повседневной жизни и стало настолько близоруко, что теперь другие занимаются перестройкой мира и ищут, уже с новой целью, великого синтеза. Такова беспощадная действительность. «Совсем иное» есть предопределенность, содержащаяся в веяниях Святого Духа. Expendum nobis etian et corporis ver est («Надлежит и нам ожидать весны тела». Весть о воскресении погружает исторические тела и, следовательно, культуру в это ожидание последней весны.
Павел Евдокимов. «Православие» (1959), М.2002, стр.435-436.