«О любимый мой о Христе брате и вожделенный Богу паче всех...» (св. Нил Сорский)

Oct 30, 2010 01:33



«О любимый мой о Христе брате. . . ». Кажется невероятным, но это обращение св. Нила Сорского к христианину, которого даже имени он не знал. Такова любовь святого старца к ближнему. Любовь, которая являет себя во всем, без тени о с у ж д е н и я даже в ревности о добродетели. 
 Вот какое восхищенное слово о Ниле Сорском сказал однажды протестант, самого что ни на есть «протестантского толкa»! А речь в большом собрании шла о любви Божий, любви меж братиями... Единстве во Христе.

На память приходит всё, что знал о св. Ниле прежде...

Вот что пишет Ключевский: "Постриженик Кириллова монастыря, Нил долго жил на Афоне, наблюдал тамошние и Цареградские скиты, вернувшись в отечество, основал на реке Соре, в Белозерском крае, первый скит в России. Скитское жительство - средняя форма подвижничества между общежитием и уединенным отшельничеством. Скит похож и на особняк своим тесным составом из двух, трех келлий, редко больше, и на общежитие тем, что у братии пища, одежда, работа - все общее. Скитский подвиг - это УМНОЕ или МЫСЛЕННОЕ ДЕЛАНИЕ. ("Кто молится только устами, а об уме небрежет, тот молится воздуху: Бог уму внимает"). Иначе - сосредоточенная внутренняя работа духа над самим собою, состоящая в том, чтобы "умом блюсти сердце от помыслов" и страстей извне навеваемых или возникающих из неупорядоченной природы человеческой. Оружие в борьбе с ними -мысленная духовная молитва и безмолвие, постоянное наблюдение за своим умом. У преп. Нила особый дар рассудительности. Он - учитель мудрого среднего пути: "Без мудрствования и добро на злобу бывает ради безвременья и безмерья. Егда же мудрование благим меру и время уставит, чуден прибыток обретается. Время безмолвию и время немятежной молве, время молитвы непрестанныя и время службы нелицемерныя. - Прежде времени в высокая не продерзати. - Среднею мерою удобно есть проходити. - Средний путь не падателен есть". Но хотя Нил указывает на средний путь, "не следует думать, что он ведет легким путем. Он учит борьбе -"разумному и изящному борению" с грехом. "Ведиши ли брате, - пишет он св. Кассиану Мангупскому, своему ученику, -яко от древних лет вси угодившие Богу скорбями и бедами и теснотами спасошася". Он учит о памяти смертной и тщете земной жизни: "Дым есть житие сие, пар, персть и пепел". Он "славит" слезы покаяния, слезы любовныя, слезы спасительныя, слезы очищающия мрак ума моего". В историю преп. Нил вошел, как нестяжатель.

Надо еще отметить его как учителя и старца, придающего особое значение старческому "окормлению", совету "разумных и духовных мужей". Преп. Нил приводит в предисловии к своему уставу слова преп. Симеона Нового Богослова, что "многие приобрели сие светозарное делание (духовную молитву), посредством наставления, и редкие получили его прямо от Бога усилием подвига и теплотою веры, и что не малый подвиг обрести себе наставление не обольщающее нас, т.е. человека, стяжавшего опытное ведение и духовный путь Божественного писания. Если же не обрящется, то должен стараться почерпать оное прямо из сего писания по слову евангельскому: "испытуйте писания и в них обрящете живот вечный". 
Невольно встает поодаль образ другого святого, Иосифа Волоцкого...

Примечательно, пишет историк Г.П. Федотов, что преподобный Иосиф был канонизован в конце XVI века три раза, к местному и общему (1591) почитанию. Авторитет его стоял непререкаемо высоко уже в середине века. Он чтился москвичами выше всех других "новых" чудотворцев, и в XVII веке в московской небесной иерархии занял место непосредственно за преподобными Сергием и Кириллом. 
Нил Сорский вообще не был канонизован в Москве, хотя знаком уважения к нему была задуманная Грозным постройка в его ските каменной церкви. Мы вообще не знаем, когда именно произошла его местная канонизация, - в конце XVIII или в XIX веке. Она совершилась неприметно, в силу возросшего его почитания в новое время, и санкционирована Синодом в "Верном месяцеслове" 1903 г.

И вопрос у меня к братиям-православным: каково ваше отношение к св. Нилу, ваше понимание его роли в истории Церкви?
О своем писал и еще повторю: святого Нила, любящего безмерно Бога и образ Божий во всяком, душа моя принимает едва ни как провозвестника евангельского движения в России, напрочь отвергая бытующее мнение, будто отеческие евангельские христиане суть порождение западного протестантизма!
 А вспомнил эту давнюю уже свою запись, благодаря френду adementev

православие, любовь, god, отцы, агапе, христианство, Церковь, христиане, christian

Previous post Next post
Up