Когда в первый раз это услышал, лет 15 назад, на красноярском Севере, то просто пожалел человека так сказавшего, бедный ты бедный христианин православный, в этой мерзлоте вечной ни-че-му -то не наученный...
А вот, годы спустя, такое пришлось слышать уже именно от наученных, что так-де и надо отвечать сектантам, называющим себя евангельскими
(
Read more... )
... как совершенно верно указывает Н. А. Бердяев, в сознании Хомякова мессианизм еще боролся с миссионизмом; однако в его настроении черты старомосковского мессианического самомнения были выражены достаточно ясно: он считал Россию избранным народом, утверждал ее первенство во Христе и верил в ее призвание - спасти все народы:
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный,
Прозрачный Вышнего покров.
Понятно, что и тут в основе национального мессианизма лежало «затмение вселенского». Хомяков мог верить в Россию как единственную в мире спасительницу народов, лишь поскольку он проводил знак равенства между вселенским и «православным», а на место «православного» так или иначе подставлял русское. Однако у Хомякова в этом отношении были колебания; стертая граница между вселенским и русским у него время от времени восстанавливалась. Она исчезла окончательно у Достоевского, который должен быть признан наиболее типическим выразителем русского национального мессианизма.
Для него западные вероисповедания - выражение веры нехристианской; в особенности римский католицизм, говоря его словами, - не Христа проповедует, а антихриста. По Достоевскому, он, в сущности, - даже и не вера, а продолжение Западной римской империи. Этим-то и определяется призвание России. - «Надо, чтобы воссиял в отпоре Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они не знали». Обновление человечества в будущем совершится «одною только русской мыслью, русским Богом и Христом». Именно в России совершится новое пришествие Христово. Народ русский есть «на всей земле единственный народ-богоносец, грядущий обновить и спасти мир именем нового бога», ему одному «даны ключи жизни и нового слова»*.
* См. речи кн. Мышкина в «Идиоте» и Шатова в«Бесах». - Прим. Е. Н. Трубецкого.
Reply
Leave a comment