Сижу себе дома в мягких войлочных тапках с национальным орнаментом (подарок бишкекских друзей); так что теперь понимаете, дорогие мои френды, почему в который раз пишу про Киргизию - эти тапки, удобные, просторные, с открытыми пятками (ассоциативно: в пятки почему-то уходят сердца от страха!), они просто возмущают меня своим теплом и покоем. И хочу спросить, есть ли у кого из вас родственники, приятели или знакомые в Киргизии? Общались вы с ними в последние дни? Что они говорят, пишут? Дело в том, что мои друзья в Бишкеке, русские и евреи, верующие, люди умудренные, с житейским опытом, в последнее время пишут и говорят в основном об услышанных Богом молитвах, просят молитв, говорят, что все здоровы, а начинаю задавать вопросы - переводят разговор на погоду, что прошли-де сильные дожди, что теперь, слава Богу, кажется, распогодилось, хотя трудно сказать, каким будет май, но лето обещает быть жарким, с грозами, и что все ж надо, наверно, куда-нибудь поехать... да отдохнуть. После очередного такого разговора о погоде нашел-таки одно толкование, что к чему, которым и поделюсь с вами.
«Русские - уходите!»
Одной из самых пострадавших сторон в Киргизии оказались наши соотечественники
Александр Шустов
16.04.2010
Вторая киргизская революция, едва ли не с первых дней поддержанная российским руководством, внутри самой Киргизии ударила не только по прежней элите, но и по представителям некоренного населения, в первую очередь - русским.
Многочисленные факты захвата собственности этнических русских и граждан России, а также проявлений националистических настроений со стороны коренного населения, оставшиеся почти не замеченными российскими СМИ, привлекли внимание российского МИДа.
13 апреля посольство России в Киргизии распространило заявление о неоднократных жалобах русского населения на нарушение их прав со стороны участвовавшего в акциях протеста коренного населения. Люди обратились к новому руководству Киргизии с просьбой обеспечить их безопасность. 15 апреля обеспокоенность сложившейся в Киргизии ситуацией на официальном брифинге высказал представитель МИД России А. Нестеренко.
По его словам в российское посольство в Бишкеке поступают многочисленные обращения от наших соотечественников в связи с рейдерскими захватами и нападениями на офисы их компаний и жилые дома, проявлений бытового национализма, на которые местные власти никак не реагируют.
Все эти факты обобщены профессором кафедры государственного строительства академии управления при президенте Киргизии (Бишкек) Л. Хоперской в материале «Национализм в действии», опубликованном на популярном в Центральной Азии интернет-ресурсе «Русские в Казахстане». Собранная ею в ходе телефонных звонков и разговоров с местными русскими информация говорит о вопиющих нарушениях их прав. Это и захват принадлежащей русским собственности; и грабежи коммерческих предприятий «некоренного» населения; и попытки выселить русских из их домов и заставить уехать в Россию; усиление националистических и антирусских настроений со стороны титульного населения Киргизии.
Наиболее заметны рейдерские захваты промышленных предприятий, которых в Киргизии в силу небольших масштабов ее экономики не так уж и много. Так, в ночь с 7 на 8 апреля была предпринята попытка захватить принадлежащий российским предпринимателям Хладокомбинат №1, расположенный недалеко от города Токмок. В ходе отражения нападения произошло вооруженное столкновение работников предприятия с местными жителями, в результате которого с обеих сторон были пострадавшие. В дальнейшем работникам хладокомбината со стороны местных жителей не раз поступали угрозы физической расправы и уничтожения оборудования. В поселке Семеновка Иссык-Кульской области в ночь с 8 на 9 апреля было совершено нападение на принадлежащую российским предпринимателям базу отдыха «Дальний кордон», которую грабили в течение как минимум двух суток. Обращение за помощью в милицию оказалось безрезультатным, и, по словам захватчиков, база отдыха теперь принадлежит им. Под угрозой рейдерского захвата оказались еще несколько российских предприятий: кремниевый завод «Астра» в поселке Орловка Чуйской области, дочерняя структура золотодобывающего предприятия «Русский аграрный холдинг» в Джалал-Абаде и совместное киргизско-российское предприятие ООО «Вычислительная техника и средства автоматизации», поставляющее средств связи для российских силовиков и военно-промышленного комплекса.
Фактов же разграбления принадлежащих предпринимателям из числа этнических меньшинств, включая славян, турок и китайцев, предприятий торговли и сферы услуг - просто не счесть. Многие из них зафиксированы на видео и размещены в Интернете.
Очевидцы неоднократно отмечали случаи давления на русских, с целью заставить их покинуть свои дома и эмигрировать в Россию. В поселке «Гидростроитель» толпа агрессивно настроенных молодых киргизов требовала выселить русских из их домов. Ушли они только после прибытия отряда дружинников, пообещав вернуться. С помощью дружинников был пресечен и инцидент в районе 4-ой городской больницы Бишкека, где группы молодых киргизов обходили дворы и требовали, чтобы «русские убирались с киргизской земли». В расположенном на территории Чуйской области селении Майское русских вытаскивали из маршруток с криками «русские - уходите!». Схожие ситуации были зафиксированы в г. Кант, селениях Тюп и Карла Маркса Иссык-Кульской области. Ситуация еще более усугубляется многочисленными фактами самозахвата киргизами земель в южной части Бишкека и прилагающей к нему Чуйской области - районе традиционного проживания славянского населения. Наиболее яркий случай - произошедший 11 апреля захват участка земли площадью 3,7 га на проспекте Мира, выделенного прежними властями православному Свято-Воскресенскому собору для строительства общеобразовательной школы и детского сада по проекту «Русские школы в Центральной Азии». Новые власти обещали вернуть его собору, но ничего в этом направлении пока не предприняли.
После бегства в Джалал-Абад К. Бакиева «революционеры» упрекали русское население в том, что оно не участвовало в его свержении.
Были отмечены случаи угроз со стороны новых властей, обещавших «разобраться» с директорами и учителями русскоязычных школ «вплоть до уголовной ответственности» за то, что они якобы помогали прежней власти «фальсифицировать результаты парламентских и президентских выборов».
Проблему антирусских настроений представители временного правительства предпочитают игнорировать, поскольку она в данный момент находится на периферии их политических и экономических интересов, не стесняясь при этом обращаться к российскому руководству с просьбами о выделении очередных кредитов. Особенно интересная ситуация складывается вокруг русского языка, который согласно действующей конституции является в Киргизии официальным. В ходе состоявшейся 12 апреля пресс-конференции вице-премьер временного правительства А. Атамбаев на вопрос о том, сохранится ли в новой конституции официальный статус русского языка, ответил, что этот вопрос будет увязан с предоставлением Россией двойного гражданства работающим на ее территории киргизам, численность которых составляет 500-700 тыс. человек. Примечательно, что конституция Киргизии допускает двойное гражданство только для этнических киргизов. То есть, России, к которой временное правительство обратилось с просьбой о финансовой помощи, предлагается признать своими гражданами киргизских трудовых мигрантов и отказать в этом оставшимся в республике русским.
Все это означает, что эмиграция славянского населения из Киргизии возрастет, причем возможно - значительно сильнее, чем в предыдущие годы. По мнению проживающего в Киргизии генерального директора Владимирского общества Станислава Епифанцева, «русские морально утвердились в желании рано или поздно уехать из страны, поскольку всем ясно, что нынешняя революция не последняя, очередная не за горами». Более того, многочисленные человеческие жертвы, которые в нынешних беспорядках понесло киргизское населения, в ходе следующей революции могут не обойти стороной и русское. В долгосрочной перспективе русские, по его мнению, смогут жить в Киргизии только в том случае, если «Россия (или какая-то третья сила) войдет в страну экономически, политически настолько, чтобы стабилизировать ситуацию достаточно прочно», иначе «вымывание русского населения пойдет достаточно быстро».
Между тем, рассчитывать Киргизии на масштабные российские инвестиции в ее экономику пока не приходится.
Россия явно опасается давать временному правительству значительные кредиты, так как их вполне может постигнуть та же судьба, что и выданные ранее.
В ответ на просьбу А. Атамбаева о предоставлении 150 млн. дол. правительство РФ в ходе последних переговоров согласилось выделить только 50 млн., 20 млн. из которых будут предоставлены в виде безвозмездного гранта, и 30 млн. - льготного кредита. Кроме того, Россия заявила о готовности поставить в Киргизию 25 тыс. тонн нефтепродуктов, 1,5 тыс. тонн семян и увеличить закупку овощей и фруктов. Киргизии такой помощи явно недостаточно, поскольку только дефицит бюджета в текущем году составляет 285 млн. дол., что эквивалентно 1/5 всего бюджета (1,4 млрд. дол.), и получить эти деньги кроме как посредством внешних займов и финансовой помощи неоткуда. Восстановление же киргизской экономики потребует многомиллиардных затрат, которые России явно не по карману. РФ вполне может принять участие в реализации на территории Киргизии крупных инфраструктурных проектов наподобие строительства Камбаратинской ГЭС-1, однако кардинально ситуацию в экономике это все равно не изменит. При этом политические гарантии крупных инвестиций в Киргизии по-прежнему являются довольно зыбкими.
По данным на 1 января 2007 г. в Киргизии проживало около 470 тыс. русских, численность которых с момента распада СССР сократилась почти в два раза.
По опыту предыдущих военно- и общественно-политических кризисов эмиграция русского населения из республики возрастает как минимум в полтора раза. Так было после вторжения в Киргизию вооруженных формирований Исламского движения Узбекистана в 1999-2000 гг. и «тюльпановой» революции 2005 г. Исключение составляет ошский конфликт 1990 г. между узбеками и киргизами, когда «чистый» миграционный отток из республики (число эмигрантов минус количество иммигрантов) вырос в 4 раза, что объяснялось первоначальным шоком русского населения от межэтнических конфликтов и его исходной высокой численностью. Сегодня же миграционный отток, по всей видимости, будет возрастать по модели 2000 и 2005 гг., увеличившись на протяжении года в полтора - два раза. Если такой уровень эмиграции сохраниться несколько лет, численность русских в Киргизии в течение одного-двух десятилетий резко сократиться. В случае же дальнейшего обострения внутриполитической ситуации эмиграция славян из Киргизии вполне может проходить по «таджикской» модели, когда за два- три года республику покинуло почти все некоренное население. Так или иначе, России следует готовиться к значительному увеличению миграционного притока русских из Киргизии, каких-либо перспектив на улучшение их положения не просматривается.
Специально для Столетия