"Гарри Поттер на века Или просто ерунда?" - заседание дискуссионного клуба

Sep 30, 2009 23:41

Это расшифровка записи, которую мы делали на встрече дискуссионного клуба. Заранее извиняйте за ошибки и несуразности, если таковые встретятся ;)  ЧАСТЬ 1 (до проведения конкурса)

В. (Ведущий): Добрый вечер, дамы и господа! Сегодняшний вечер, как вы, наверное, догадались по моему внешнему виду, буду вести я. Меня зовут Галя. И тема сегодняшней дискуссии, как вы наверняка знаете, раз вы сюда сегодня пришли, «Гарри Поттер - на века, или просто ерунда?». Будем сегодня говорить о Гарри Поттере (ГП), что в нем хорошего, что плохого, кому нравится, кому не нравится, кто готов его сжечь, кто готов на него молиться.
Мне осталось представить экспертов сегодняшнего вечера. Это:
Марина Юсупова - преподаватель философии и социальной глобалистики СГАСУ
С.Кукушкина (настоящее имя Юлия Светличкина) - соискатель каф. общей психологии, участник форумов молодых писателей Поволжья и России.
Дмитрий Борок - переводчик, специалист по Гарри Поттеру, чемпион Поволжской Лиги знатоков.
И еще кое-что, сегодня мы, как и в прошлый раз, проведем конкурс от развлекательного центра «Киноплекс» (это тот, что расположен в ТЦ Аврора). Победитель соответственно получит приз. Также приз получит самый активный участник дискуссии. Так что дерзайте и все получится.
 
Задам наводящий вопрос экспертам. Что в ГП хорошего, а что плохого?

Д.Б. (Дмитрий Борок): Спасибо. На мой взгляд, ГП - это хорошая детская книга именно в том смысле, которое вкладывается в понятие «детская книга». Я считаю, что ГП станет достойным продолжением детской литературы. С увеличением номера книги, они становятся более мрачными, герой взрослеет, читатели взрослеют вместе с ним. Первая книга отличается от седьмой, наверное, в большей степени, чем Хоббит отличается от Властелина Колец. В каждой книге есть свой шарм, есть некий саспенс, есть опасности, которые герои успешно или не очень успешно преодолевают, есть дикое количество волшебства, и меня больше всего поражает в этой книге, насколько сильно работает фантазия у автора, что в каждой книге водится много всего нового. Как все это придумать и написать так, чтобы у читателя не закружилась голова от всего нового.

Ю.С. (Юлия Светличкина): Мне тоже довольно сложно говорить о плохом. Что хорошего - Дмитрий практически выразил мою мысль - ГП действительно очень хорошая детская книга, но самое удивительное, что её читают не только дети и их родители, а люди, совершенно не имеющие отношение к детям, помимо того, что они любят детей. То, что книга интересна не только детям, но и взрослым, само по себе феномен, т.к. книга позиционируется как детская книга. Что хорошего? То, что это произведение вернуло детей (не только в России) к книге. В прессе много писали о том, что благодаря ГП дети обратили внимание на литературу: дети стали читать книжку, вместо того, чтобы просто посмотреть телевизор. И еще один интересный факт, в России, по крайней мере, ГП увеличил интерес к изучению английского языка. Огромное количество людей изучало язык, подтягивало свой уровень для того, чтобы прочитать ГП на английском. 60 тыс. экземпляров 7-ого тома было куплено в России на англ. языке. Вот такой образовательный эффект этой книжки. Спасибо.

М.Ю. (Марина Юсупова): Со своей стороны я хочу сказать, что феномен ГП, я не рассматриваю это как книгу или фильм, является, поистине интересным и впечатляющим. Об этом говорят, прежде всего, цифры. 325 млн. экземпляров книг по всему миру, огромное количество переводов, которые были сделаны… и так далее, и так далее… говорить о плюсах или минусах данного литературного произведения возможно. Но очень многое уже сказано. Поэтому, прежде всего, нужно обратить внимание на тех людей, которые читают эти книги, и что они в этих книгах находят. ГП - это не только книги и фильмы, но и огромное количество сайтов, интернет-ресурсов. Люди, читающие ГП, достаточно ярко разделяются на две категории: восторженное «да» и категорическое «нет». Что такое ГП? Нужен ли он детям, мировой литературе? Та популярность, которую он имеет, говорит, что да! Детская ли это литература? Я, конечно, поставлю под вопрос, насколько детской книгой является ГП. Мне она, конечно, нравится, я её читала и смотрела фильмы, но я рассматривала аргументы противников ГП. Некоторые из них выглядят несовременными, неубедительными - сатанизм, много убийств, заклятий, как может детское сознание все это вытерпеть… И один из наиболее убедительных доводов - это то, что взрослые люди обладают гораздо более тонким сознанием. Они способны контролировать свою память, фильтровать ту информацию, которая достигает их. В конце концов, они обладают критическим мышлением. И во времена убийств и массовых терроров взрослые могут позволить себе не думать о судьбе погибших людей. А вот дети обладают такой опасной склонностью - задавать вопрос «Почему?». И фактически ждут ответа гораздо более конкретного и развернутого, чем «Ну, вот так…». Я видела множество детей, которые приходили в абсолютнейший ужас от убийства Сириуса. Их совершенно потрясала смерть. Они не могли понять «Почему?». Вроде, все у него в жизни наладилось и вот.. поэтому сильнейший аргумент противников ГП в том, что человек рождается не по своей воле, а потому он имеет право некоторое время быть огражденным от всего того зла, ненависти и несправедливости, которые существуют. Что будет со сказками, если они станут калькой нашего мира?

В.: Спасибо большое. А вот результаты голосования:
Ерунда - 13 чел.
На века - 12 чел.
Не определился - 1 чел.

Эксперты у нас в основном за ГП, а зал похоже против. Хочу спросить у зала, что плохого в ГП?

Ю.С.: Сколько человек из тех, кто сказал «ерунда» читали ГП?

Молодой человек:
Я с гордостью скажу, что прочитал половину первой книги и больше не смог. Такие же случаи были и с классикой, но это не важно. Я ГП не читал, но мне есть, что сказать. Давайте посмотрим на те факты, что творится вокруг образа ГП, что происходит. Как правильно сказал эксперт из СГАСУ, хотя я вывод из ваших слов делаю, ГП - это то, что нужно нашему времени. Он появился как феномен и завоевал место в нашей жизни, получил популярность просто потому, что был необходим людям. Люди ждали этого героя и он появился. Наше время требовало этого. Дети в Англии с ночи караулят эту книгу, потому что им срочно нужно купить эту книгу, если они не успеют её купить - её тупо расхватают. А у них глаза горят, им очень надо. Получается гипертрофированная зависимость от этой книги. Получается не интерес к книге, а уход от реальности, ведь в ГП реальности не так много, как мне кажется - человеку, не прочитавшему книгу. Я могу быть не прав. Фанатизм уводит от реальности. Если человек поглощен книгой в детстве, то он не может соприкоснуться с реальным миром. Картина мира у него формируется неверно. Если наше время требует такую книгу, то это прекрасно, ибо опасно.

В.: я смотрю, есть возражения.

Девушка:
Добрый вечер. Я могу возразить вам. Есть исполнители различных песен. Многие люди увлекаются чем-то: кино, исполнители, книги. Это уже ваше дело - увлекаться до фанатизма или оставаться в реальности. Это зависит от воспитания, от многих факторов, от окружающей среды. То, что столько детей, людей фанатеют от этой книги, забывают себя, реальность… уходят в этот мир… я не считаю, что это заслуга Роулинг или книги. Это влияние, прежде всего воспитания. Родители в свое время не смогли правильно сказать, внушить человеку мысль, что мы живем в этом мире, сколько бы мы не увлекались какой-то вещью или книгой. Возьмем Джексона. Сколько было фанатов сумасшедших. Но я не думаю, что это вина его.

Молодой человек:
У вас дети есть?

Девушка:
Нет, но я детей люблю

Молодой человек:
Вот когда у вас будет ребенок, будет случаться, что вам будет проще что-то купить, чем увести его от прилавка?

Девушка:
Всегда проще купить, но никто не говорит, что родителями быть легко. Я не валю все на воспитание. Но и валить все на книгу тоже не надо. Большинство не фанатов, а поклонников.

Девушка:
Я хотела отчасти согласиться с предыдущим оратором. Но я считаю, что это не феномен ГП, не порождение воспитания, это феномен социума. Он заполнил нишу, которая была пуста: детям нечем было увлекаться - появился ГП и они все туда кинулись. Покажите им что-то другое - они переключатся на что-то другое. Сейчас нет достойного продукта, нет достойной замены ГП. То, что может их увлечь и заинтересовать. Если рассматривать, что это агрессивный маркетинговый ход - увлекать покупателя... первая книга о ГП не имела такого успеха мгновенно. Это поэтапное, плановое раскручивание продукта. Плановое развитие продукта происходило, потому что не было никакой замены. Первые три книги прошли ровно, гладко и незаметно. В России они вышли практически все сразу одновременно. В Англии - не знаю, какой был ажиотаж по поводу выхода очередной книги. Все началось на четвертой книги, когда в России они уже стали известны, и когда дети, на которых были рассчитаны первые книги (возраст 10-13 лет), доросли до 14-16 лет, вышла 4-ая книга. Они хотели продолжения этой интересной сказки, истории. Но 14 лет это не 10. Они стали требовать от родителей. И родители ничего не смогли сделать - появился ажиотаж вокруг этой книги. Ажиотаж, который с каждым годом, с выходом каждой книги, становился все сильнее и сильнее.

В.: Книги выходили раз в год. Не совсем верно говорю?

Молодой человек:
Да, первые выходили именно так, но пятую ждали очень долго.

В.: Я к тому, что дети взрослели вместе с ГП. Но как быть детям, которые начинают читать его сейчас? Всего ГП прочитывают в десять лет, хотя, видимо, не готовы к этому.

М.Ю.: Я хотела бы сделать небольшое отступление. Мы живем в обществе массового потребления, и ГП посчастливилось родиться именно в этом обществе, когда любой успешный персонаж сразу же становится популярным, на нем делают деньги. ГП - это не только литературное произведение, не только фильм, это целая индустрия по производству денег, это большой бизнес. Именно с этим, с работой различных pr-технологов и компаний, связан тот фанатизм и ажиотаж, который существует. Так что давайте не путать и говорить о каких-то вещах, совершенно различных. Фанатизм фанатизмом… литературное произведение - литературным произведением. ГП сделал великолепную карьеру в современном шоу бизнесе. С этим не поспоришь. Как не поспоришь и с тем, что это весомое литературное произведение. И свидетельства его весомости - это не только те миллионы, которые свалились на голову Дж. Роулинг, но и сотни тысяч писем детей со всего мира, которые ежегодно, ежедневно приходят в издательства на имя Дж. Роулинг.

Девушка:
А можно ли назвать «для детей»?

М.Ю.: Я уже озвучила, что, на мой взгляд, не совсем. Вы понимаете, здесь вопрос интерпретации: что понимать под «детская». Что мы сегодня понимаем под «детство»? когда оно заканчивается? Дети - это в шесть лет? Я видела детей, которые смотрят ГП в шесть лет. Им нравится. Есть те, кто читает его в 12 лет, это дети или нет? Дети - понятие разное, т.к. детство - понятие тоже разное. Детство в современном мире является сверхценностью. Если 100 или 200 лет назад сверхценностью был человеческий опыт, и уважали людей взрослых, пожившиих. Сегодня опыт взрослых поживших людей никому не нужен. Современный мир ориентируется на молодых, с их подвижность и т.п. детство приобретает сверхценность: все самое лучшее детям. Я уверена, что просмотр и чтение ГП - это столкновение с очень серьезной взрослой реальностью, где есть проблемы, где есть моральный выбор, где есть несправедливость, смерть и убийство. Можно назвать эту книгу детской, но я не совсем уверена. Я прочитала её во взрослом возрасте и мне она безумно-безумно нравилась, пока я её читала.

В.: Можно ли назвать книгу детской, и если она детская, то почему взрослые люди так увлекаются ей?

Ю.С.: Есть французский исследователь, который написал целую книгу о психологической основе ГП. По его мнению, да и по моему тоже (которое основано на опыте просмотра фильма)… я книгу не читала, т.к. когда она выходила у меня был юношеский нигилизм и я говорила: «фу, какая гадость, как вы можете читать, глупость какая». Но год-полтора назад посмотрела фильм и поняла, что это очень здорово. Суть психологическая в том, что все истории в каждом томе отражает прохождение определенного испытания - кризиса развития. Начиная с первой книги, решаются определенные психологические кризисы. Для меня это четко просматривается в истории «ГП и тайная комната». Миф о Василиске распространен у многих народов и относится к коллективному бессознательному (о чем говорил Юнг). Это универсальный сюжет о преодолении дьявола, змеиной природой, низкой человеческой природе. Легенда о Георгии Победоносце. То же самое в ГП. Тот же самый сюжет, но немного другая форма. Мы еще раз переживаем в себе разрешение этого конфликта. В символическом образе в этом произведении еще раз показывается, как преодолевается этот конфликт. Произведение позволяет зрителю-читателю обращаться к своему бессознательному, коммуницировать с бессознательным, спрашивать: «А у меня так?». И отвечать: «Да, у меня точно так же, просто я этого не осознаю». Каждый такой символ я анализировала, сопоставляла с мифами, сказками, архетипами Юнга. Это мне как психологу доставляет огромное удовольствие, поскольку конфликты очень точно описаны, возрастные конфликты… каждая личность, мужчина или женщина, решает эти конфликты на определенных стадиях. Но после того как она их решила, она постоянно на протяжении жизни к ним возвращается. Мне кажется, что для детей, что для взрослых - очень важно: обращение к сюжетам, которые древний человек проходил во время инициации, а современному человеку просто неоткуда их почерпнуть, но они все собраны в ГП.

Молодой человек:
Приятно, что у нас схожие мысли. Я тоже ГП смотрел фильмы, я люблю, когда много дерутся… по поводу Георгия Победоносца, дьявола и т.п. я видел по Культуре передачу, где выступал … по поводу ГП. И он тоже говорил, что книга очень классная, что там есть дьявол, хорошая сторона… но это есть практически в каждом произведении, в котором есть сюжет. Всегда есть кто-то, с кем нужно бороться. С одной стороны есть что-то от православия, но с другой стороны православные люди очень настороженно относятся к ГП. Я не знаю, почему, но кто-то приводит в пример фанатизм, кто-то говорит, что это недалекая, неглубокая книжка, которая не приведет детей ни к чему духовному. С учетом того, что в книге присутствуют такие яркие образы, христианские, почему сами христиане относятся к ГП не шибко хорошо.

Ю.С.: Я наблюдала эту дискуссию по каналу Культура, но я говорю, что все эти образы присутствуют не только в христианстве. Они универсальны для мифов многих народов: шумерские, армянские сказки, русские народные (не христианские!), в которых те же Змеи-Горынычи. Никакого дьявола в сказках нет. Там есть Змей, который утащил принцессу, бедную, и хочет её сожрать. Я не имела в виду христианство, когда говорила, что там есть такие образы. Я говорила о символах, которые созданы коллективным бессознательным, которыми Роулинг напичкивает все эти истории. Именно благодаря этим символам… человек сознательно не понимает, что означает волшебная палочка, но бессознательно он понимает, что речь идет о самости, стремлению к развитию, проявлению себя в мире. Архетип самости у Юнга. Волшебная палочка тоже не христианский символ. Но! Что раздражает церковь? Что эти символы универсальны. И не приводят человека к определенной религии. Пропагандируют магию, волшебство, что считается ересью со времен средневековья. Этот поверхностный взгляд на эту сказку - то, что там используется магия, колдуны, летания. Зло - с ним вступают в сговор, с ним возможны отношения. Это для христианина недопустимо, и такие вещи - способность к волшебству, магия, волшебники - от лукавого, не от добра.

Молодой человек:
Жжем Гарри Поттера!

Ю.С.: Это раздражает людей - эта книжка не приводит к Богу. Там нет цитат из Библии.

В.: ГП - это детская книжка, есть масса других детских книг, сказки, где присутствуют все те же вещи. Но они не раздражают, хотя и не приводят ни к чему. Они тоже популярны. Вини Пух - он безумно популярен. Волшебник Изумрудного города…

Ю.С.: А он в конце развенчан как фокусник!

В.: Но там есть другие волшебники, там есть волшебство, она также популярна. Нет нападок на эти книги. Почему? Можно ли поставить в один ряд вот эти книги и ГП? Это я у всех хочу спросить.

Молодой человек:
Может быть, и были нападки, но в Советском Союзе религиозные нападки - нонсенс. Возможно, все это и было.

Ю.С.: Вот по поводу религии… церковь наша. Роулинг создала прежде всего не героя. Таких героев много. Человек, который может что-то, чего не может обычный человек. Роулинг создала мир! Другой. Не наш. Не тот, в котором мы все с вами живем. И это, прежде всего, привлекает фанатов или поклонников… или кого-то, кто увлекается миром ГП. Не о герое нужно говорить, если мы говорим о том, что конкретно привлекает в ГП. Большинство привлекает не главный герой, а какие-то преступления. Мне лично не нравится Гарри. Привлекают все связи, отношения, тонкие грани, мир, который вроде бы соприкасается с нашим миром, но в то же время это совершенно другой мир. Роулинг создала мир. Церкви это не нравится, а фанатам нравится, людям, которые хотят расширить границы пространства, в котором мы живем. Им тесно здесь. И они хотят куда-то еще. Это не плохо. Это хорошо.

Девушка:
Я согласна, что нужно рассматривать не героя, а созданный мир. Есть жизнь, которую мы сейчас проживаем и жизнь после смерти. Третий мир, созданный Роулинг, не вписывается в эту концепцию. Именно поэтому они так против ГП. Я не могу согласиться по поводу буйства всех этих архетипов. Давайте не забывать, что вторая книга писалась не на волне популярности, она писалась исключительно как сказка. И писать намеренно все эти архетипы… мне кажется, нет смысла. Роулинг, как филолог, несомненно, была знакома со всеми этими понятиями, концептами. Я тоже считаю, что на протяжении семи книг Гарри проходит обряд инициации. В каждой книге у него сложнее и сложнее задание, с которым он должен справиться. Но так целенаправленно копаться… что убийство Василиска - это Змей и поиск принцессы… я считаю, что нет… это обычная сказка для детей. Вы не читали книгу. Кино и литература - это разные жанры. Вы не знакомы с первоисточником.

Д.Б.: Я хотел еще сказать пару слов о христианском восприятии. С одной стороны ГП - …, а с другой стороны более приближен к реальному миру, как, например Андрей К…. Я не смотрел передачу по т/к Культура, но читал на сайте. Сама он признавался, что был резко против книги о ГП именно потому, что считал её пропагандой магии. Если подходить так, то можно признать это абсолютным злом. Тогда можно признать злом и Волшебника Изумрудного города и кучу других детских книг, которые не ставят себе целью внушить ребенку, что в мире есть архивраг или, что Бога нет… не дай Бог.

Девушка:
Емеля ездил на печке, ковер самолет - тоже в сказках.

Д.Б.: Вот, отличный пример! А если он прочитал эту книгу, он сменил свою точку зрения. Если книги прочитать и забыться, то Роулинг проводит сохристианские идеи: делать хорошо - это хорошо, убивать людей - не хорошо. Я скажу свое личное мнение, что за хорошим поступком обязательно следует… ну не обязательно.. скажем так: судьбе, случаю не все равно, хороший …. или плохой. У меня в книгах, если не ошибаюсь, не присутствует
Возможно Роулинг просто не хотела вдаваться в религиозные подробности, чтобы не задевать никаких конфессий: ни мусульман, ни иудей, ни альтернативных христиан. Если так, то вопрос Суть книги от этого не меняется.

В.: Мы много говорили о других книгах. Но все они написаны довольно давно. Они выдержали испытание временем. Как вы думаете через 50 лет ГП уйдет в небытие или останется. Останется, как «ну было и было» или останется литературой на века?

Девушка:
Несмотря на то, что я люблю ГП и считаю, что это на сегодняшний момент одна из лучших детских книг, я не думаю, что через 50 лет он будет также актуален. Если конечно за эти 50 лет не появится ни одной стоящей детской книги. В этом я сомневаюсь. Феномен ГП породил интерес к детской литературе. Сейчас, не в ближайшие 1-2 года, но через 5-10 лет появится новый автор, который создаст свой новый мир, который будет так же популярен, как ГП сейчас. И через 50 лет о ГП останутся воспоминания, останутся какие-то выражения, полосатые шарфики, и, возможно, какие-то особо увлеченные родители будут своим детям и внукам его читать.

М.Ю.: Юнг - это прекрасно, религия - это прекрасно. Да не сожгут меня ярые христиане, но религия сейчас столь же полезна, как книги Аристотеля, жившего 2,5 тысячи лет назад для современной науки. Тема религии очень скользкая, особенно сейчас, особенно в России. И поэтому её грамотнее всего обходить мимо. Будет ли популярен ГП через 50 лет? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ответить на вопрос, так в чем же популярность ГП? В чем его секрет?

Молодой человек:
Давайте определим, чем определяется популярность книги? Какие книги становятся на века?

М.Ю.: Мы опять пустимся в пространные объяснения.

Молодой человек:
Вся дискуссия вертится вокруг сюжета. Вокруг того, что есть архетипы и прочее. Это объясняет, почему интересно читать. Содержание там какое? Какая мораль?

М.Ю.: На мой взгляд вся гениальность Дж. Роулинг как сказочницы в том, что она сделала сказку не на воображение, а на любопытство. Она внесла в ГП детектив. Нас этот мир, о котором мы уже говорили, привлекает своим волшебством, превращениями, а также обрывками тайн. Вот этой замечательной, интригующей недосказанностью, которая нас толкает от прочтения одной книги к другой. Она создает интригу, а интрига всегда будет интересна. Поэтому мой ответ - через 50 лет, ГП останется.

Молодой человек:
В самом начале несколько человек сказали, и я основываюсь на ваших словах. ГП - требование времени. Он необходим именно сейчас. Поэтому я считаю, что люди, которые будут жить после нашего поколения, если случится, что кто-то скажет: «Ну, я тут давным-давно читал ГП, прочитай его, пожалуйста». Скорее всего, ребенок, в другом времени и с другими интересами, скажет «Пап. Вот, тут есть Поли Гатер, я его читать буду, мне интереснее». ГП очень быстро исчезнет, и те люди, которых он захватывал… людям нашего времени хочется уйти в какую-то сказку. Я не психолог, я говорю по факту, что есть. Я этот момент не анализировал, я не проверял. Я просто понимаю, что мое представление о том, что людям что-то нужно. Вот Майкл Джексон - он был нужен людям. Вот сейчас он умер и пройдет некоторое время - его, скорее всего, забудут. ГП - скорее всего, точно так же. При этом интерес, который содержит ГП - это детство, это волшебство, это все те вещи, о которых люди раньше писали другим языком. Возможно, это волшебство, которое Роулинг умудрилась внедрить в наш мир, умудрилась внедрить, не особо создавая новый. Она немножко преобразовала наш, поэтому он и интересен. Но это вероятно приестся, и появятся более интересные вещи.

Девушка:
Мне кажется, популярность ГП в том, что всем всегда хочется оказаться в каком-то волшебстве. Всем хочется, чтобы наши проблемы решались легко. Кто-то мечтает о цветике-семицветике, кто-то о волшебной палочке. В книге говорится о том, как нужно жить. Нужно поступать хорошо, нужно быть хорошим человеком. Это главное. Все, кто читает эту книгу, не важно, нравится она или нет… все равно ГП - это главный герой и главная ставка делается на него. Мы принимаем его позицию, видим его глазами. Я смотрела все фильмы. И через 50 лет… у Дж. Роулинг испортились последние книги, но она просто занялась коммерцией какой-то, на мой взгляд. Первые 4-5 книг останутся и через 50 лет. Фильмы - тоже: 4-5 фильма. Последний фильм неинтересны, не хорошо снято.

Д.Б.: Я хотел бы спросить у всех тех, кто считает, что через 50 лет ГП забудут. Читали ли вы в детстве Марка Твена, Руслана и Людмилу? Сейчас их читают?

Хор:
Читают!

Д.Б.: Через 50 лет вокруг ГП не будет такой эйфории, но он займет место в литературе такое же, как Пеппи длинный чулок или другие гениальные сказки. Я не буду говорить, что ГП самый лучший и его никто не превзойдет. Наверняка превзойдет. Наверняка появятся еще более забойные книги, литературно более хорошие книги. Но ГП среди этих книг, пусть и не лучше всех, но на своем заслуженном месте. Читать его будут. И это благодаря тому, что книга написана прекрасным языком, который русский переводчик … не то, что испортили, но невозможно сравнить, хоть и существуют разные переводы: официальные и не официальные, среди которых лучший у Маши Спивак, но и они не дотягивают до того уровня, на котором написан оригинал. В оригинале огромное количество игры слов, игры смыслом, тонких иносказательных намеков, которые поймать читатель может, но передать их на другом языке - для этого действительно нужен гениальный переводчик, гений которого сравним с гением писательницы. Несмотря на плохой перевод, ГП имеет огромную популярность, а представьте, какую бы популярность он имел, если бы был идеальный, лучший перевод. Кто знает английский язык, очень рекомендую прочитать в оригинале.

Девушка:
ГП будут читать через 50 лет. Когда я читала книгу, я в первую очередь прониклась волшебством. Все это интересно. Людям хочется уйти подальше от своих проблем и почитать что-то такое: про волшебство и магию, где проблемы можно решить с помощью волшебства. Но я увидела за ширмой этого волшебства то, что Дж. Роулинг говорит о вечных ценностях: любовь и дружба. ГП победил своего главного врага с помощью любви, того, что у него (врага) именно не было. У ГП это было - человек с добрым сердцем. Я считаю, что книга будет очень популярной, т.к. в ней описываются вечные человеческие ценности.

Молодой человек:
Замечательно, что подняли вопрос про перевод. Тот факт, что российский первод плохой и это доказывает, что ГП - явление не литературное, а маркетинговое. Несмотря на то, что российский перевод плохой, убогий, особенно первый перевод, который выходил и который все читали в первую очередь, та же самая популярность, точно такая дикая. Это не вопрос в художественном достоинстве книги или фильма, это вопрос талантливой раскрутки. Если мы исключим маркетинговую составляющую, то никакой бешеной популярности ГП не будет. Ну была бы еще одна детская книжка, которая разошлась бы тиражом 50 тыс. книг, которую бы благополучно на втором томе забыли. А получилось так, что ГП попал в струю и быстро раскрутился.

Девушка:
Я не думаю, что ГП будет пользоваться бешеной популярностью через 50-100 лет, но будут ли его читать - это вопрос воспитания и зависит от родителей, посоветуют они или нет. Если родитель в своем детстве был поклонником ГП, то вполне вероятно, что интерес у ребенка будет и он эту книжку возьмет. А если родитель не будет рекомендовать её, он её не возьмет.

Д.Б.: Или наоборот - запретный плод…

дискуссионный клуб, Гарри Поттер

Previous post Next post
Up