Apr 07, 2006 13:01
Кто ничего не знает, ничего не любит . Кто ничего
не умеет, ничего не понимает. Кто ничего не по-
нимает - бесполезен. Но тот, кто понимает, -
тот любит, замечает, видит... Чем больше знание
о предмете, те больше любовь... Всякий, кто пола-
гает, что все плоды созревают одновременно с
клубникой, ничего не знает о винограде.
Парацельс
На днях читала Эриха Фромма "Искусство любить". Обнаружила, что тема это очень актуальна. По крайней мере для меня. По словам Фромма, искусство любить требует знаний и усилий. И вопрос не в том, что люди не считают любовь важным делом. Они изголодались по ней: смотрят бесчисленные фильмы о счастливых и несчастных романах, слушают сотни низкопробных песенок о любви - но вряд ли хоть кто-нибудь считает, что любовь требует каких-то предварительных познаний. Существует несколько ложных знаний о любви:
1. Большинство полагает, что основная проблема любви - быть любимым, а не способность любить. Проблема этих людей состоит в том, КАК быть любимым, как вызывать любовь.
2. Некоторые считают, что проблема любви есть проблема ее объекта, а не способности к ней. Люди считают, что любить просто; трудно найти подходящий объект, чтобы любить его или быть им любимым. Фромм объясняет это тем, что вся наша культура основана на потребности покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Человек ищет выгодную сделку; объект должен быть желанен с точки зрения социальной ценности и одновременно желать его, принимая во внимание все его скрытые и явные достоинства и возможности. неудивительно, что в культуре, где преобладает ориентация на рынок, а материальный успех имеет исключительную ценность, любовные взаимоотношения следуют той же схеме обмена, которая главенствует на рынке товаров и рабочей силы.
3. Третья ошибка вызвана смещением первичного переживания "влюбленности" и устойчивого состояния "любви", когда два доселе незнакомых человека, какими все мы являемся по отношению друг к другу, вдруг позволяют разделяющей их стене рухнуть и чувствуют, что они стали близки и слились в одно целое. Этот момент единства составляет одно из наиболее восхитительных, волнующих переживаний. Однако по своей природе этот тип любви недолговечен. Знакомство становится все более тесным, близость все более теряет характер чуда, и в конце концов антагонизм, взаимное разочарование и скука убивают то немногое, что еще осталось от первоначального восторга. В сущности эти люди принимают силу страсти, то, что они "сходят с ума" друг от друга, за свидетельство силы любви, а ведь это может быть свидетельством всего лишь степени их предшествовавшего одиночества.