Пока все приличные архитекторы занимались конкурсом для Сколково, я утешал себя более скромным контестом в силу того, что пока не обладаю дипломом. И как оказалась не зря - попал в финальный тур. В финале будет всего 3 участника. По словам организаторов, проект победитель будет реализован.
Пока публикую свой первоначальный проект, который будет дорабатываться. Хотелось бы услышать ваше мнение в каком направлении стоит двигаться чтобы подготовить финальную версию проекта.
Из пояснительной записки:
Наша страна обладает уникальным советским наследием монументального искусства - а именно богатой коллекцией въездных стел. При въезде в любой город, область, район мы можем наблюдать памятники советской эпохи. Нигде в мире я не встречал подобного, данное явление таких масштабов характерно только для бывшего советского пространства. После развала СССР многие города вернули свое прежнее название, старые стелы были демонтированы. С Петербургом произошло то же самое, в 90-ые установили новую стелу с новым названием города, но принципиально ничего нового предложить не сумели. Уже сейчас она смотрится морально устаревшей. Существующие на сегодняшний день стелы не имеют никакой функции, кроме как обозначать место въезда, с чем успешно справился бы и обычный дорожный знак. Так зачем же тратить немалые деньги на столь крупные сооружения, парадоксальным образом выполняющие функцию столь незначительных, когда времена советской агитации уже прошли? Какими дополнительными функциями может обладать современная стела? Это главные вопросы, которыми задался автор.
Современные реалии диктуют другие условия и задачи. Предложенная концепция предлагает обозначить въезд в город не просто при помощи надписи, а при помощи узнаваемого символа Северной столицы. Какой образ приходит в голову, когда слышишь «Санкт-Петербург»? Эрмитаж, шпиль Петропавловского собора, Невский проспект и, естественно, разведенные мосты. Силуэт разведенных мостов, который повторяет стела, узнает каждый даже с большого расстояния.
Несмотря на отсутствие текста, стела не менее информативна. Образностью своего силуэта она ясно и красноречиво дает понять, что вас ждет впереди. Ночью вся композиция будет подсвечена изнутри, как подсвечены пролеты настоящих мостов в Петербурге. Кроме того, на кончиках стел установлены прожекторы, посылающие эффектные лучи прямо в небо. Тем самым композиция находит свое завершение в форме арки - метафоры окна в Европу, которое прорубил Петр I. Людям более преклонного возраста стела напомнит образ прорванного кольца блокады. Таким образом, в проекте учтен и исторический аспект.
В ближайшем будущем возникнет потребность фиксировать количество въезжающего транспорта в город в целях оптимизации движения. Возможно, появится потребность фотофиксации номеров автомобилей при въезде на платные трассы. В этом случае счет за проезд будет приходить на почту автовладельца. Возможно, все чаще на проезжей части будут устанавливать камеры для контроля безопасности движения. Все перечисленное оборудование могло бы разместиться на конструкциях стелы.
Места установки стелы:
Данный проект предполагает постоянные изменения внешнего вида стелы на далекую перспективу. На первый период поверх стальной конструкции натягивается ткань, на которой может быть изображено что угодно. В стандартном виде это может быть просто облако текста, например ассоциации с городом. В честь определенных праздников ткань можно менять, тем самым меняя и внешний вид стелы, остающейся постоянно актуальной. Тот узор, который изображен на визуализациях не принципиален. Графика стелы должна оставаться в компетенции дизайнеров.
Позднее, через несколько лет, на конструкцию вместо ткани установят медиаэкраны, на которых будет транслироваться анимация. Экраны могут быть интерактивными, то есть реагировать на каждого въезжающего. Еще позже, лет через 20, наше общество, вероятно, всерьез задумается о проблемах экологии. Чтобы продемонстрировать новую экологическую политику, стелу превратят в вертикальный сад, и конструкция запросто сможет это позволить. Возможно, появятся и другие модификации, но от этого она не потеряет своего смысла. Ее узнаваемый силуэт будет по-прежнему обозначать въезд в Санкт-Петербург, параллельно отвечая вызовам времени и морально не устаревая.
Работы всех участников можно посмотреть
здесь.
Статья одного из участников конкурса, который представил очень даже хороший
проект. По его мнению выбирать было не из чего. Но то, что именно в таких условиях он взял третье место его не смущает.
Некто даже отправил проекты на
линч Лебедеву. Вот комментарий по поводу моего проекта:
"Неплохая задумка со светом, которая в жизни не будет работать. Стремные формы, которые якобы должны напоминать разведенные мосты."
Проект победитель первого этапа.
Достойная работа .
Хотелось бы задать пару вопросов читателям в связи с доработкой проекта:
1. Стоит ли улучшить узнаваемость мостов или наоборот?
2. Необходимо ли ввести непосредственно надпись "Санкт-Петербург"? Если да, то посоветуйте хорошую типографику для надписи в свободном доступе.
3. Если проект говно, то излагаем мысль аргументированно.
Спасибо Людвикову Сергею за помощь с рендером.