И еще о конях: наш любимый муромско-мерянско-весский XVII тип, красивые наборные или имитирующие наборную технику элементы женского убора, вдруг распространившиеся в IX-XI вв от мордовских земель до Белого озера. Какую семантическую нагрузку они несли, или, проще говоря, что значили?
У Леониллы Анатольевны Голубевой в своде "Зооморфные украшения финно-угров" (САИ, вып. Е1-59). Москва: “Наука”, 1979) что-то там со ссылками на Рыбакова про бронзовый век, про Андреевский курган, (который, вообще-то принадлежит кочевникам, переселившимся в финские земли), и про солярные и аграрные культы и связь с плодородием. Все это верно (в целом), но как-то очень общо.
Потом у нее же про то, что в IX в. у коньковых подвесок появляются привески-утиные лапки, и это символизирует связь с водной птицей-уткой и с водой. И что с развитием земледелия культ коня у поволжских финнов усилился.
Отмечу насчет лапок - так же часто у коньковых подвесок встречаются и обычные трапециевидные привески и бубенчики. Так что важен был все же шум, а не только и не столько вода. Про связь с земледелием: все-таки не случайно наличие пашенного земледелия у мери ставится под сомнение, а у веси так и вовсе - вЕранд и кОкш, подсека и мотыга. Не пахали на конях.
Мне кажется важным в связи с этим то, что в вепском языке сохранилось название радуги jumalanheboine. То есть, буквально, "божья лошадка", "лошадь бога Юмала", (Юму). Бог этот ведал небом, погодой и погодными явлениями. Причем у соседних финнов его место занял Укко. А вот у марийцев тоже был верховный бог Кугу-Юмо. Так что, весьма вероятно, у мери, расположенной между марийцами и весью, он тоже был и так же назывался. Если посмотреть на дошедших до нас лошадок - видно, что все они украшены продольными орнаментальными полосами, да и форма их - плавно изогнутая с обеих сторон вниз - позволяет сопоставить их с изображениями радуги. Другие свойства того же бога, отмеченные И.Ю. Винокуровой: g'umalangüru - гром (букв. «божий грохот»), g'umalansä - гроза (букв. «божья погода»), у шимозерских вепсов: «G'umou g'ureidab i lamin iškeb» - букв. «Бог (гром) гремит и высекает молнию». С функциями Юмала-громовника можно связать шумящие - "грохочущие" - привески, которыми можно было "гурандать" и "каландать" (вепс.) - греметь и побрякивать.
Кстати - еще раз посмотрел, что пишет Л.А. Голубева. Честно говоря, по-прежнему не впечатлен. Возможно, порочна сама идея - уж слишком разнороден материал - от Перми до Москвы и велик временной промежуток - лет эдак с тыщу, или поболее. Или проблема в редакторстве такого персонажа, как академик Рыбаков. Во всяком случае, вышедший тогда же и практически по той же теме труд Евгения Александровича Рябинина (недавно, к сожалению, скончавшегося) "Зооморфные украшения Древней Руси X-XIV вв. (САИ, вып. Е1-60. - Ленинград: “Наука”, 1981) показался мне на порядок интереснее и функциональнее - в нем нет попытки объять необъятное, мало воды, но вопросы типологии и хронологии решены исчерпывающе на тот момент.
А у Л.А. Голубевой все обо всем, каталогом это тоже трудно назвать, типология не вполне удалась, вопросы семантики обсуждаются, но как-то не особо решаются.