(
История выхода CD "Венок")
Расскажу сразу про два концерта в Минской Госфилармонии. 10 декабря (ко дню рождения Максима Богдановича - 9 декабря) - одно отделение, в котором оркестр народных инструментов им. И. Жиновича выступил со своей интерпретацией песенного цикла "Венок", в оригинале записанного "Песнярами" в 1991 г. Второй, 12 января, в день рождения Владимира Мулявина - из двух отделений, где состоялась премьера документального фильма Владимира Орлова "Песняр. Сердцем и думами" и повторно прозвучал "Венок" в том же исполнении.
Телеканал "Беларусь 3" показывал фильм и концерт 26 и 27 января. Возможно, скоро запись концерта будет доступна он-лайн. Но в запись не попали выступления авторов и гостей, а также (по техническим причинам) "Эмигрантская песня".
..................................................................................................
Мы были на обоих концертах, поэтому впечатления и фотографии будут сразу по двум дням.
Программка от 12 января.
12.01.2018. Первое отделение - премьера фильма "Песняр. Сердцем и думами". Режиссер - Владимир Орлов.
Хороший и честный фильм. Интересный подход - словно открутка времени назад, от смерти Владимира Георгиевича к самым истокам великого белорусского музыкального ансамбля. Жаль только, что музыкальные отрывки слишком короткие, не успевает раскрыться красота песни.
Фильм уже можно посмотреть на Youtube:
Click to view
________________________________________________
Концерт Национального академического народного оркестра Беларуси им. И. Жиновича. Дирижер - Александр Кремко.
Смотреть концерт (1:07):
Click to view
Оба концерта вела музыковед Белгосфилармонии Ольга Брилон.
10.12.2017.
Вы только посмотрите, какие костюмы у оркестра! У женщин они бархатные, в трёх цветовых гаммах: бордовой, синей и бежевой, у мужчин шерстяные: бордовые и сине-зеленые. Во внешнем виде нарядов прослеживаются шляхетные мотивы. Цитирую Ольгу Брилон: "Женские платья сделаны из двух элементов. Помимо бархатной основы есть ещё отдельные передники, расшитые белорусским орнаментом. Они - как бы вертикальные пояса, которые надеваются поверх через голову и проходят этой вышивкой по линии от подбородка и груди донизу. Что-то вроде слуцких поясов. И, конечно, кокошники, расшитые камнями и золотыми нитями."
Именно Александр Евгеньевич Кремко написал партитуры для всего оркестра, слушая черновую запись "Венка". И всей этой красотой, что услышали зрители в зале (и услышите вы, если посмотрите трансляцию), мы обязаны именно ему.
Первые два ряда инструментов - цимбалы.
Рок-музыкант Ян Женчак исполнял партии Владимира Мулявина и песню "Вероника" (в "Песнярах" ее пел Леонид Борткевич). В послужном списке Яна работа в ансамбле Леонида Борткевича, собственный прогрессив-рок проект In Search For, запись вокальных партий на альбомах группы Azazello, участие в постановках песняровских программ "Песнь о доле" и "Гусляр" на сцене Белгосфилармонии. И это далеко не полный список.
Особенно впечатляет финальная "Погоня". Стихи были написаны Максимом Богдановичем в 1916 году, в конце его недолгой жизни. Они посвящены
гербу Великого княжества Литовского, на котором изображен всадник на коне. Поэтому и упоминаяется "литовская погоня" - как символ силы и независимости государства. В более позднем варианте песни (он есть на 2-м CD "Венок") погоня уже именуется "кривицкой" - по названию племени кривичей, живших среди литвинов, - небольшой реверанс в сторону политкорректности, чтобы не упоминать другое государство. Это территория современной Беларуси, поэтому считается, что исторические корни народа уходят в княжество Литовское. Изображение "погони" было гербом Белорусской Народной республики в 1918 г. и Республики Беларусь в 1991-1995 годах и охраняется государством.
На концерте 10 декабря уже на втором куплете зрители начали вставать. К концу песни стоял весь зал. Очень сильная песня. И была достойно исполнена Яном.
Фотографировать Яна было сложно - песни, на которых получились бы отличные фото, - самые сильные и любимые. И щелканье затвора очень мешает. А на "громких", типа "Па ляду, у глухiм бары" про бедного мужика, у которого олени уничтожили урожай - хоть затвора не слышно, но сам Ян очень подвижный. Для песни это отлично, для фото - не очень:)
Вот как раз забористые жалейки в "Па ляду, у глухiм бары".
Александр Кремко не только дирижировал, а был буквально душой компании на сцене.
Вокалист ансамбля "Спадчына" Вячеслав Исаченко исполнял все остальные песни, кроме "Эмигрантской". И делал это прекрасно!
Танцевальная "Лявониха" очень хороша (мне она даже больше нравится именно в этом концертном варианте), еще бесподобна заглавная песня "Венок". А какая красивая "Зорка Венера"! По некоторы данным, Максим Богданович посвятил "Зорку" Анне Какуевой, в которую был безответно влюблен. Жаль, что мы об этом узнали после издания диска! Иначе бы поместили в буклет портрет девушки. Подробнее об этой истории я напишу в посте про музей Богдановича.
Андрей Колосов, солист оркестра имени Жиновича, исполнил "Эмигрантскую песню".
Бэк-вокалисты, вокальная группа "Диамант": Наталья Шестерень, Владислав Данилович и Татьяна Лаврентьева.
А слева видно приглашенного специально для этого проекта соло-гитариста Андрея Козловского. Без гитары здесь никак нельзя. И какое потрясающее соло в "Зорке Венере"!
В конце на сцену вышел песняр Олег Молчан, сделавший аранжировки оригинальной записи "Венка".
Олег Владимирович высоко оценил проделанную авторами проекта и оркестром работу и пожал всем руки.
Вот здесь на заднем плане видно барабанщика Сергея Шкурдзе (экс-БГА "Песняры", сейчас играет в группе "Спадчына") - в белой футболке. Редко какая женщина может слушать барабанное соло, но лично я - с радостью, если это Сергей Шкурдзе. Жаль, что в оркестровке его не было предусмотрено:) Но я слышала на репетиции! Музыкант высочайшего класса.
Старшая дочь Владимира Георгиевича, Марина Мулявина, сказала несколько слов о событии, поблагодарила всех участников. Она очень хочет, чтобы музыкальное наследие ее отца издавалось, и делает все возможное для этого. На самом деле, если бы не Марина Мулявина и Ольга Брилон, диск и концерт бы не состоялись. Мало найти записи, надо дать делу правильный ход.
Хочу сказать, что это был колоссальный труд. Все эти люди, стоящие на сцене, были достойны оваций, и они их получили. Зал рукоплескал. Я бы дала оркестру за это госпремию.
Ольга Брилон и Марина Мулявина проделали огромную работу по выпуску CD и организации концерта. Эта работа многим не видна, но, к примеру, у моего мужа (автора и зачинщика проекта) в электронной почте больше тысячи писем только от Ольги Брилон по теме "Венок". Выверяли каждую деталь: определяли порядок песен на диске, уточняли у музыкантов "Песняров" место, время и участников записи каждой из песен, многократно корректировали текст и дизайн буклета. Все существенные изменения принимались только после согласования со всеми авторами проекта, решающий голос был у Марины Мулявиной.
UPD: выложена запись концерта 10 декабря 2017 - первая премьера:
Click to view
Пресса о мероприятии:
-- 11.12.2017 - газета "Комсомольская правда",
статья Сергея Трефилова "Коду "Пагони" зал спел дважды".
-- Страница ежедневной газеты "Республика" от 08.12.2017 г. (кликабельно)
--
Статья в Викиновостях: "Издан неизвестный альбом "Песняров"". Позже я напишу о закулисье, о музее Мулявина, вообще, как все было с точки зрения "московских гостей".