День Икс настал. Мы шли к Крокусу и боялись увидеть недостаточно народа у входа. Народ был, хотя без очередей. Встретили нескольких наших знакомых, некоторые приехали из других городов.
В вестибюле почти все время до концерта муж провел в обнимку с телефоном - никак не могли понять, куда же следует подойти, чтобы передать журналы In Rock для фан-клуба, было шумно и плохо слышно говорящего. В конце концов увидели пробегающего организатора и вручили пачку ему, чтобы он передал ее кому следует. Зато в процессе поисков выяснили, где находится служебный вход, откуда будут выходить музыканты.
Я была в такой же "юбилейной" футболке, как Ференц на этом фото. Конечно, не обошлось без вопросов, где я ее купила. В Венгрии, где ж еще... Сюда ничего меморабельного не привезли, к сожалению, разве что продавался диск "Omega Rhapsody", изданный "Союзом" (кстати, очень хорошее издание). Насколько я понимаю, по гастролям фанатские штучки не возятся (ну почемуу??), но в Венгрии с этим все поставлено хорошо: их продажами занимается магазин Rockdiszkont и возит их на концерты сам (и, кстати, с недавних пор высылает весь ассортимент в Россию).
Подумав, что на Nikon, скорее всего, снимать будет нельзя, я взяла мыльницу. Конечно, напрасно! В мою сумку на входе даже не заглянули! С другой стороны, чтобы сделать нормальные кадры, мне пришлось бы привстать или сильно наклониться вбок, так как впереди мешала голова. Поэтому из фотографий - только общие планы сцены. И в самом конце, на "Лене", когда все встали и подошли к сцене, я тоже подошла ближе и сняла три кусочка видео, совсем крошечных, чисто для галочки. Все было настолько красиво, что променять такое шедевральное зрелище на маленький экран камеры я не хотела.
Раздавали программки концерта. По количеству песен понятно, что нас ждали именно 1,5-2 часа, не больше.
Мы сидели в первом ряду партера, сразу за VIP-зоной. Войдя в зал в 19:40, я почувствовала, как со свистом падает мое сердце - народу было очень мало. Какой стыд. Мой юный сосед по ряду тоже очень переживал за это. Это выглядело очень позорно для Москвы. С одной стороны, постеры появились всего за месяц с небольшим до начала концерта. А с другой - они были на улицах, на театральных кассах, у входов в метро, на автобусных остановках, баннеры висели даже на Гисметео.ру, то есть, в Москве всем, хоть сколько-нибудь интересующимся, анонсы было трудно не заметить. Поскольку я не слушаю радио, то не знаю, как обстояло дело с рекламой на радио. И не знаю что было в других городах. Совершенно непонятно с билетами - на сайте Крокуса было написано, что балкон распродан, вообще много билетов распродано. Мы спрашивали в театральных кассах недели за две до начала концерта, много ли осталось билетов на Омегу. Нам говорили, что очень немного. И где все эти люди? Цены вполне обычные для Крокуса. Omega не привыкла к незаполненным залам, но, с другой стороны, московская публика достаточно избалованная: например, в первый приезд Манзарека и Кригера из Doors зал был заполнен примерно так же, как у Омеги. На концерте Ринго Старра в Крокусе было очень много свободных мест. У "русской народной группы" Uriah Heep балкон был просто занавешен.
К восьми часам народ начал подтягиваться и заполнил примерно 65% партера, балкон был почти пустой - непонятно, почему, ведь там - самые дешевые билеты (по данным Крокуса распроданные!). Скорее всего оттого, что большая часть народа с балкона перешла в партер. Концерт задержали минут на 20, как обычно, я молилась всем известным мне богам, чтобы задержали еще чуть-чуть, так как народ все тянулся... Часто слышалась венгерская речь - московские венгры не могли пропустить такое событие.
Честно говоря, пока я не видела заполненность зала, мне представлялось, что вот выйдет Omega на сцену, и зал взорвется. Я бы уж точно, хоть и не в первый раз уже. Но тут или порох просроченный за столько лет, или все еще глазам не верили, или безрукие и немые собрались - реакция была вяловатая. Хлопать явно ленились, лапки сложили... А музыкантам, между тем, это важно, особенно, когда они приехали к вам в первый раз за 50 лет. К середине концерта публика раскачалась, в конце уже начали орать, как принято на рок-концертах, но поздно, граждане, поздно!!! Не повторится это больше! Сразу надо включаться!
Почему решили начать нетрадиционно - "Керосиновой лампой" - непонятно. Первые песни всегда пропащие - на них вечно не тот звук, ведь "тряпки" пришли:) Да и народ все ходит по залу. "Лампа" обычно хороша к концу концерта, и это ожидаемо - связка с "Девушкой с жемчужными волосами" уже классическая и ожидаемая.
А вот видеоряд... Супер. Хороший большой экран, четкое изображение, отличная съемка и монтаж. Прекрасно поставленный свет, работа инженеров по свету - выше всяких похвал, что, в общем, неудивительно для Омеги. И лазеры! Чумовое лазерное шоу! Они обволакивали, скручивались в спирали, плыли и качались волнами над головами (кто-то даже пытался их потрогать, руки из зала тянулись к зеленым лучам), покрывали прозрачными разводами зал, стреляли четкими лучами по стенам... Я не снимала это, сил не было оторвать глаза от живой красоты и уткнуться в камеру. "Серебряный дождь" пролился на сцену тонкими струями света, зрелище незабываемое. Было видно, что зрители буквально заворожены зрелищем. Может, поэтому на бурные аплодисменты сил не хватало - не могли очнуться от колдовства? Вот в этом и состоит странность - слушали открыв рты, не моргая, подпевали, поднимали руки, а ответную благодарность не возвращали в полной мере.
На вторых клавишах стоял Бела Янкаи (Béla Jankai), музыкант группы Dinamit. Его часто путают с Жольтом Гёмёри (Zsolt Gömöri), обычно аккомпанирующим Omega на более крупных концертах - они чем-то схожи внешне.
Концерт длился чуть больше полутора часов, без перерыва и пауз. Музыканты работали со всей отдачей. Янош, как всегда, был центром притяжения взглядов - его спортивной фигуре и способности красиво двигаться можно только позавидовать. Молнар тоже умудрился попрыгать с гитарой. Но что творили Лаци и Бела! Лаци играл так, будто от его игры зависит судьба мира, прямо сейчас всё решится. В самом деле, Omega - феномен, если оценивать группу с точки зрения возраста участников. Ведь если не смотреть в их паспорта и не считать морщинки, ни за что не подумаешь, что в таком возрасте можно так зажигать. Во всяком случае, я не знаю, кого из нынешних рокеров можно в этом отношении сравнить с Омегой. А уж поп-исполнители, кажется, сдуваются еще быстрее.
Наверное, надо было записывать, зарубки какие-то делать... Потому что во время концерта постоянно отмечалось: "ооо, какое соло!", "надо про это не забыть!", "ух, как он это сделал", "во Ференц дает!"... Конечно, я уже не помню, где и по какому поводу я это думала. Четко помню, что на "Őrültek órája" Молнар выдал на гитаре нечто невероятное.
Для исполнения "Лены" Лаци теперь наряжается в русскую офицерскую фуражку. Все-таки интересно, почему песня переехала в последнюю тройку? "Gyöngyhajú lány", "Léna" и "Régi csibészek" слушали уже стоя - партер наплевал на секьюрити и сбежался к сцене, атмосфера праздника захватила зал. Как же я люблю стоячий партер - все по-другому воспринимается. Но только с этого момента время в голове ведется обратный отсчет: "Скоро. Всё. Закончится."
Немножко не хватило обращения к залу, хотя бы нескольких слов российским поклонникам, ждавшим группу несколько десятилетий (тем более, что говорить по-английски "омеги" прекрасно умеют). С другой стороны, это не сильно удивляет - как показывает практика, на зарубежных концертах беседы с залом практикуются нечасто. Но в самом деле, это такая мелочь на фоне самого события!
Вот три кусочка видео, которые я сняла, все по одному куплету из песен последней тройки, с поклонами. (Не понимаю, по какому принципу работает автофокус в видео! По центру что ли? Лаци и Миши вообще не получились!) Этот же фрагмент "Régi csibészek" есть отдельно, залитый в HD-качестве (местами вполне прилично смотрится), жмите на значок шестеренки и выбирайте уровень качества. В Сети уже есть более полные ролики и более качественные, например, тут:
http://nonenglish-rock.livejournal.com/134349.html.
Click to view
"Régi csibészek" в программке переведена как "Старые озорники", хотя более точно будет "Старые приятели". Наш давний венгерский гид и друг когда-то переводил нам эту песню, звучавшую с диска в его автомобиле. Несмотря на залихватский мотив песня немного грустная - о том, что юность прошла, старые приятели изменились и перестали узнавать друг друга при случайных встречах. Видео 1969 года, тем не менее, очень забавное:
Click to view
После концерта почему-то не хотелось просто взять и уехать. Нет. Я хотела продолжения банкета! Тем более, что теперь мы обладали знанием о служебном входе в Крокус. И мы с друзьями пошли к нему, там уже тусовалось некоторое количество народа. Там же мы увидели в руках одного фэна ту самую обложку из фольги, о которой рассказывал Молнар, немедленно пристали к нему, познакомились, завязалась беседа. Эту знаменитую обложку вы можете увидеть
в посте про брифинг, уже подписанную музыкантами. Мысль ее сфотографировать пришла ко мне уже в метро, когда мы разъезжались по домам. Пришла поздно, когда Дмитрию уже надо было выходить. Но он ради такого дела проехал лишнюю остановку!
Простояли мы там примерно полчаса. Первыми вышли покурить сначала Бела, за ним - Ференц. Бела сразу уселся курить на парапет, его тут же узнали и подошли с разговорами о судьбах венгерского рока и о группе Dinamit, в которой Бела и играет. Ференца обступили жаждущие автографов поклонники. Не знаю, сознательно ли группа так поступила, или так вышло случайно - что музыканты выходили не кучей, а по очереди. Но так получилось даже удобнее - не было топлы, все спокойно, подошли, подписали, сказали пару ласковых, сфотографировались... Вот только не знаю, успел ли Ференц покурить-то... Бела успел точно, и не одну сигарету :)
Вскорости вышли и остальные - Элефант, Лаци, Миши и Меки. Всё подписали, со всеми сфотографировались, никого не упустили. Вообще, восхищаться музыкантами Омеги можно бесконечно - за хорошее чувство юмора, нормальность, простоту и непонтовость. Наш приятель обратился к Ференцу "Мистер Дебрецени", уважительно так. "Какой я тебе мистер Дебрецени?" - ответили Ференц, - "Цики!".
Лаци снова сгреб мужа и меня в охапку, меня чмокнул в правую щеку:)
Позже музыканты вышли уже с багажом - небольшими чемоданчиками, видимо, с костюмами и концертной мелочью. Улетали из Москвы они вечером 31 мая... А с утра были какие-то встречи и мероприятия. Проходивший мимо нас Янош сказал мужу: "Ну, погоди, Евгений!" (хотя лично мне показалось, что он сказал "Женя", что меня тогда удивило, откуда знает этот вариант имени - тут наши показания с мужем расходятся).
Видеокадр, поэтому такое качество.
Видеонарезка со служебного входа, уже темно, плохо видно лица... Но кто там был - всех узнают! Юноша в оранжевой футболке - мой продвинутый сосед по ряду. Вторая оранжевая футболка - прилетевший из Питера
xaltypa, также в кадр попал
kostja_omega. Если кто себя узнал и хочет подписаться - сообщите.
Повеселило, как Меки сказал "Есчё раз" (3:20).
Click to view
P. S. Нашла в своем YouTube комментарий 6-летней давности: And God said: let there be OMEGA.