Рок-опера "Песнь о доле"

Jan 20, 2013 14:00


Повествование от лица veluroff. Сам он в ЖЖ упорно не пишет (а очень и очень зря!!), поэтому я делаю копипаст c другого ресурса. Событие исторической и культурной важности, поэтому я хочу его сохранить и у себя в журнале.

***

Получив приглашение от Ольги Брилон посмотреть "Песнь о доле", довольно долго раздумывал и наконец решился поехать, тем более что раньше никогда в Минске не был. Договорились, что встретимся у служебного входа в филармонию, где я получу зарезервированный для меня билет и, если захочу (а как можно не захотеть?), смогу поприсутствовать на прогоне программы перед спектаклем

Слева: такие афиши были в городе и у здания филармонии.


Встречаемся, знакомимся, теперь уже не виртуально. Ольга провожает меня в зал и предлагает не стесняться и сесть поближе к сцене.
Сначала репетировали песенное отделение концерта.


Отметил про себя, что Пётр Елфимов чудо как хорош. Впечатление, что всё поётся легко и абсолютно безо всяких усилий (не знаю, так ли это легко на самом деле).

Небольшой перерыв, и становится ещё интереснее - прогон "Песни о доле".
После инструментального вступления и слов Елфимова - Купалы:
"Гэй, думка удалая
Ты мяне нясі
Па роднай старонцы
Па Белай Русі!"
становится понятно, что всё очень серьёзно и основательно. Замечаю, что девочки из "Госьцiцы" босиком (бедные, в незаполненном зале холодновато). Впрочем, какие они мне девочки.


Музыка и стихи очень хороши. Вокалисты и музыканты выкладываются по полной, всё звучит мощно, красиво, захватывающе.
Отзвучал финал, и мы, несколько человек на зрительских местах в зале, не сговариваясь кричим "браво". Пётр Елфимов шутит: "А можно мы второй раз не будем исполнять?"
Говорю Яну Женчаку: "Да, сильная, оказывается, вещь! Не "провиснет" на её фоне песенное отделение?". "Не беспокойся, - отвечает, - не провиснет. Просто умножай то, что ты слышал на репетиции, как минимум на полтора".

До начала концерта минут сорок. Ольга говорит, что я успею зайти в музей Мулявина, выходить никуда не надо, он здесь же, на втором этаже филармонии. Видя, что я никак в здании ещё не ориентируюсь, берётся меня проводить и тут - неожиданная встреча: "Знакомьтесь, Женя, это Эдуард Семёнович Ханок". Благодарю Э. Ханка за его песни и даже догадываюсь сфотографировать их с Ольгой.

Музей В. Мулявина занимает три небольших комнатки.




Видя знаменитую двухгрифовую гитару, спрашиваю про чёрный мулявинский "Гибсон". Мне отвечают, что это был не "Гибсон", а Guild, следы этой гитары давно потеряны и местонахождение неизвестно

В вестибюле филармонии ещё Новый год.


На стендах фотографии Мулявина и "Песняров".


Программа концерта


В ней почему-то не указана струнная группа Государственного симфонического оркестра Беларуси (забегая вперёд, скажу, что Ольга Брилон, ведущая концерта, их объявила, когда представляла всех участников в конце первого отделения).

Народ стекается в зал, постепенно свободных мест не остаётся. Среди публики немало молодёжи (это к вопросу о том, кому такие постановки интересны), многие девушки прехорошенькие (а это просто ради объективности).

Перед началом первого отделения Ольга Брилон рассказала об истории создания "Песни о доле", её исполнении "Песнярами" в 1976-77 гг, отсутствующих партитурах, найденной впоследствии записи, по которой Александр Кремко восстановил музыку оперы и сделал аранжировки для оркестра им. И. Жиновича
Поднимается занавес, и понесли нас "думки удалые".




Ведь только что всё слышал, а оторваться невозможно! Музыка - лиричная, мощная, пронзительная - завораживает. Умные, интересные, современные (точнее, вневременные - никаких "скоропортящихся" тембров) аранжировки. Пётр Елфимов (Купала) и Ян Женчак (Мужик) не просто исполняют вокальные партии, они проживают на сцене свои роли, им веришь безоговорочно
Вокалисты (Времена года, Духи) тоже очень убедительны.
В хореографии Ларисы Симакович множество смыслов и символов. Не возьмусь утверждать, что понял их все, но "Госьцiца" воспринимается именно как полноправный участник действа. А в сцене свадьбы на фоне залихватской музыки прежде всего танец создаёт ощущение недолговечности веселья

Новое для меня имя - Екатерина Дегтярёва. Солистка Белорусского государственного академического музыкального театра. Исполнительница ролей Матери и Жены. Красивый, сильный голос, естественность и прекрасная пластика. В сцене Зимы и смерти Мужика ("Доля ж мая, доля!"), самой трагичной в опере, просто всю душу из меня вынула, не переиграв при этом нисколько


Аплодировали музыкантам стоя.
Сдаётся мне, слухи о неактуальности "Песни о доле" сильно преувеличены.

Ян оказался прав, второе отделение также смотрелось достойно
В блоке песен, исполненных Яном, приятной неожиданностью стала "Ой, чаму я стаў паэтам" из программы "Вянок".


"Ой, ляцели гусі з броду" в мулявинской обработке квартет "Диамант" спел вместе с вокалистами, исполнявшими роли Времён года в "Доле".

Закончили концерт "Чырвоной ружей".


Розу Пётр вручил Светлане Пенкиной.

Зрители расходятся. Как часто бывает в таких случаях, душу греет сознание того, что был свидетелем чего-то важного и значительного. И жалко, что это уже закончилось.

Попрощавшись у служебного входа с Яном и Ольгой, иду к метро. На проспекте Независимости красотища.


Огромное спасибо всем участникам этого масштабнейшего проекта, вложившим в него столько сил, души и таланта. Вы открыли для меня "Песнь о доле". Уверен, что не только для меня.
Оля, вам особая благодарность, без вас я бы ничего этого не увидел!

Кстати, концерт будет показан 26 января на канале "Беларусь 1"http://tv.sb.by/2013/01/26/:
15.35 "Песня про долю". Рок-опера В.Мулявина.
16.45 "Помнім, любім, спяваем..." Концерт памяти В.Мулявина.

концерты, Песняры, музыка

Previous post Next post
Up