Будапешт: вдоль набережной Дуная. Мосты.

Jan 19, 2010 01:25

Мост Свободы.
Построенный к 1000 летию Венгрии он был назван в честь тогдашнего императора и короля Франца Иосифа I. Своё сегодняшнее имя мост получил после Второй мировой войны. Все мосты Будапешта были взорваны гитлеровцами и после войны с помощью советских инженеров восстановлены в прежнем виде (за исключением моста Эржебет). Можно сказать, что мост Свободы - самый старый мост Будапшта. Не самый первый, но самый старый, т.к. при его восстановлении, в отличие от других мостов, были использованы оригинальные металлические конструкции пролётов, рухнувших в Дунай.
По старинной примете надо загадать желание, когда проплываешь на корабле под мостом, и оно непременно сбудется.
Эти и другие интересные факты о мосте Свободы читайте тут.



2.


3. Где-то там далеко - мост Эржебет и королевский замок.


4. Гора Геллерт и 40-метровая статуя женщины с пальмовой ветвью в руках - часть монумента Свободы. Монумент был установлен в 1947 году в память освобождения Венгрии от фашистов. 
Купольные постройки внизу горы - купальни "Геллерт" с термальной водой.


5. У подножья горы Геллерт тянется геологический излом, из которого выбивается несколько источников с термальной водой. Недалеко от моста Эржебет есть купальня Рудаш.


6. Прямо напротив моста Эржебет в колоннаде над водопадом стоит памятник Святому Геллерту, первому в Венгрии христианскому мученику, которого, заколоченного в бочке с гвоздями, именно с этого места сбросили язычники. Убив епископа Геллерта, посланца папы Римского, язычники показывали свой яростный протест против принятия христианства, насаждаемого в стране королем Иштваном.


7.


8. Мост Эржебет.
Назван в честь всенародно обожаемой австро-венгерской королевы Элизабет (Сисси), погибшей в 1898 г. от руки итальянского террориста. Решение о его строительстве было принято одновременно со строительством моста Франца Иосифа. Работы по сооружению новой переправы начались в 1897 г. и длились 6 лет. 10 октября 1903 г. мост был открыт для движения.
Мост был взорван гитлеровцами 16 января 1945 г. На будайской стороне пилон моста был уничтожен взрывом, а на пештской и пилон и сухопутный пролёт остались практически неповреждёнными. Средний пролёт рухнул в Дунай. Долгое время не могли решить восстановить мост в его прежнем виде или построить новый. 15 лет остатки моста напоминали жителям города о страшных днях войны. В конечном итоге, мост решили построить заново.
Новый мост получил гораздо более простую форму и стал шире. Будайская часть приобрела современную развязку без перекрёстков. Под ней был оборудован небольшой парк, куда, в последствии, поместили памятник королеве Эржебет (Элизабет). Перед войной этот памятник стоял на пештской стороне Дуная.
Информация отсюда. Кстати, по ссылке есть довоенное фото моста, посмотрите.


9.


10.


11.


12.


13. Мост Сечени (Цепной мост) стал настоящим шедевром инженерной мысли того времени, поскольку его установка требовала огромных технических ресурсов.
С цепным мостом связано несколько легенд. Так согласно одной из них до его открытия в 1849 году в зимнее время из Буды в Пешт и обратно можно было перейти только по льду. По легенде, в декабре 1820 года гусарский капитан Иштван Сечени получил известие о смерти отца. Загоняя лошадей, он домчался до Пешта, но не смог переправиться вовремя на Буду, где жила его семья. На Дунае из-за оттепели начался ледоход. Опоздав на похороны отца, граф Сечени поклялся построить мост. Он пригласил из Англии архитектора Вильяма Кларка и его однофамильца инженера Адама Кларка, которые возвели на деньги, собранные Сечени, изящный цепной мост, ставший одним из символов Будапешта. Адам Кларк остался жить и работать в Венгрии. Прямо напротив моста под крепостной горой по его проекту был сооружен тоннель ровно такой же длины, как и мост. В Будапеште шутят, что Кларк сделал тоннель для того, чтобы мост мог прятаться в него во время дождя.
20 ноября 1849 г. мост был торжественно открыт.

В конце Второй мировой войны мост был взорван. После войны на его восстановление произвели сбор средств. Решено было восстановить мост к его 100-летнему юбилею. В процессе строительства были расширены ворота мостовых опор, чтобы в них могли пройти одновременно два автобуса. Таким образом, проезжая часть моста была увеличена на 1,05 м.

Вновь отстроенный мост был открыт в день своего 100-летия - 20 ноября 1949 г.
Другие подробности из жизни моста: тут.


14. Мост Маргит построен близ южной части одноименного острова в 1872-76 гг. В этом месте, огибая остров Маргит, встречаются два рукава Дуная. Поэтому конструкция моста необычна -  два его пролета сходятся над мысом острова под углом 150 градусов, а третий ведет прямо на остров. Такое инженерное решение позволило расположить мостовые пролеты под прямым углом к течению реки, омывающей остров.


15.


16. И мы снова на улице Ваци! Присядем, ибо нам еще идти и идти...


17. И наконец о еде!
Нагуляв на мостах аппетит идем в любимый ресторанчик. Место это мы нашли еще в первую поездку в 2000 году. Найти его, к слову сказать, было совсем нетрудно - надо было не полениться и пройти центральную туристическую пешеходную улицу Vaci (Ваци) практически до конца, перейдя большой перекресток с улицей Лайоша Кошута и достигнув пересечения Vaci и Pintér utca. Особы не столько физически подготовленные к изнурительным прогулкам часто сдуваются на полпути, завалившись в ресторанчики полегче. Но мы не таковы!

Поначалу мы, знавшие по-венгерски три слова: "йо напОт", "кёсёнём" и "висонтлатАшро" ("добрый день", "спасибо" и "до свидания" соответственно), решили, что название "Fatál" происходит от гигантского, практически фатального для фигуры размера порций - если суп, то ковш, если жаркое - то сковорода с горкой. И только потом обнаружилось, что "фаталь" по-венгерски - деревянная тарелка. И в самом деле, все блюда подавались либо на деревянной тарелке, либо на деревянной подставке. 
Еда простая и незатейливая, но всегда сытная и вкусная. Очень любят это место немцы, но и венгров было достаточно. 
А что я рассказываю! Смотрите сами...


18. А поскольку мы любители вкусно и вредно покушать, то никогда такого не случалось, чтобы мы сюда не зашли. В этот раз мы были тут дважды...
Народ веселится, особенно в основном помещении - там даже музыка есть. Новенькие, ещё ни разу тут не вкушавшие, с диким восторгом пялятся в чужие тарелки, появление официанта с подносом сопровождается дружным поворотом любопытных голов: кому несут и что? У нас даже попросили разрешения сфотографировать наших уточек:) Но потом к ним самим приволокли нечто необъятное...))


19, 20.

  


Кстати, на Vörösmarty tér есть пиццерия (на улице, в центре под платанами), где в меню значится пицца "magyaros" (венгерская). Возьмите ее! Она с паприкой и прочими вкусностями - колбаской, грибами... Тесто - очень тонкое, слегка хрустящее на корочке, все как положено у настоящей пиццы. И розовое итальянское вино. Я пищала от удовольствия. 
Пицца в Будапеште получилась потому, что мы объелись колбасой и фасолевым супом на винном фестивале (и обпились там вином, но это уже несущественно) и были не в состоянии съесть что-то еще национальное.

21. Последний вечер в Венгрии, последняя фотография. Никон лежит пузом на ступеньках, выдержка какая-то неимоверная...
Бросание евро в Дунай. Чтоб не последний! Чтоб еще много-много раз!


Всё. Закончились венгерские записи.

еда, поездки, Будапешт, забугорье, Венгрия

Previous post Next post
Up