Дойти до Кондиций

Feb 06, 2025 22:42

Обычно, если на выставке много бумажных документов, то они особо не впечатляют, какими бы важными они не были. Потому что белые листки бумаги на светлом же фоне под бликуюшим стеклом витрины, на которых написано что-то непонятным почерком выцветшими чернилами - это все-таки скучно. И грамотные организаторы экспозиции всегда разбавляют бумажные документы какими-либо предметными экспонатами. На выставке "Дворцовые перевороты от Петра II до Павла I " в Кремле всё было сделано очень грамотно: бумаги, картины, костюмы... Но тут как ни странно самое сильное впечатление на меня произвели не императорская корона в бриллиантах и не пистолеты конногвардейцев офигеть какого калибра, а лист бумаги, а вернее документ.

Те самые Кондиции! Вот что мы знаем про Анну Иоанновну? - Что она порвала Кондиции! (что бы это не значило) И вот они - Кондиции. И они действительно порваны!!!



Потрясающе.

Вообще принято считать, что Анна Иоанновна была грубой, малокультурной, прямо таки скажем, бабой. Толстой, неопрятной, которая любила стрелять из окна и забавлялась жестокими шутками. Поэтому при словах "порвала Кондиции " представляется такая картина: противная лохматая тётка с мстительным выражением лица всеми пятернями рвёт документ на мелкие кусочки, а потом со злобным хохотом бросает их в морду, в морду!

Но лист-то порван довольно аккуратно посредине, только внизу разрыв наискосок ушел. А значит, мизансцена была другой:
практически перед самой коронацией собрались всё знатные персоны на обед в императорских покоях. Вокруг стола лакеи суетятся, кушанья раскладывают, вино разливают. И тут вдруг князь Кантемир встаёт с поклоном:
- Извольте, государыня, принять власть самодержавную - народ просит!
- Ну раз народ просит, - скромно потупясь говорит Анна Иоанновна, с интонацией Бориса Годунова, которого три раза просили, - то я согласна.
- Как согласна! - подскакивает князь Долгоруков, - А Кондиции?!
- Какие Кондиции?? ("Кака така любовь")
- А вот эти.
- Ах, эти...
И в тишине вдруг послышался, медленный треск разрываемой бумаги. У Долгорукова рот открылся, дар речи пропал. А она пальчиком вот так сделала, дверь открылась, и вошла гвардия. Долгорукову только и оставалось, что рот закрыть и сесть на место. Тут лакей подбежал, Кондиции со стола прибрал, бокал наполнил, и - Виват императрица Анна Иоанновна!



Бокал со здравицей Анне Иоанновне. Литра полтора объёмом.

Впрочем, толстой и грубой она тоже была, особенно в конце жизни. И мстительной, потому что князя Долгорукова в конце концов казнили. И осталась от князя только одна серебрянная чашка ювелирной работы, из которой он на французский манер по утрам бульон кушал.



А в молодости она вполне симпатичная



Интересно, что на этом листе не видно её подписи, а она должна быть. То ли документ двусторонний, то ли должен быть ещё один лист как раз с автографом. Если последнее верно, то, значит, она его уничтожила: рваный он, не рваный, а лучше, чтобы листа с подписью не было, а то мало ли что. Да и нарушение своего слова не лучшее качество даже для императора.



Это её корона

А подпись Анны Иоанновны можно увидеть, например, на письме к пресловутому Бирону.



ПС. Для полного счастья мне б еще увидеть тот самый пояс, который сорвала Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного, и чтобы он со сломанной пряжкой оказался. 🤦‍♀️

автографы, Анна Иоанновна, картинки с выставки, артефакты

Previous post Next post
Up