В эти выходные у нас была поездка по малым городам Тульской области. Туда, где нет пряников, самоваров и толп туристов, но есть уютные улочки, интересная история и немного Льва Толстого.
Итак, начнем с Венёвского Свято-Никольского монастыря.
От монастыря осталась одна только церковь 17 века. Но по легенде и монастырь и церковь жутко древнии, чуть ли не 13 век. (Хотя сам город основан только в конце 14-го) Основал монастырь тот самый грек Евстафий, который по приказу святого Николая бродил вместе со своей семьёй вдоль реки Осётр и ставил церкви в честь святого. Эту же легенду рассказывают в Зарайске.
Рядом с алтарём нижнего храма симметрично располагаются два захоронения по своему выдающихся людей.
И вот правое вроде бы подтверждает более древне происхождение монастыря. Оно принадлежит князю Юрию Смоленскому. Весьма стрёмному персонажу нашей истории.
Начну издалека. Несколько лет тому назад я ездила в Вязьму. Причём на зимние каникулы, то есть в самое тёмное время. Поэтому город мы осматривали практически в сумерках, а когда дошли до Иоанно-Предтеченского монастыря, который находится на окраине, чтобы осмотреть необыкновенной красоты трехшатровую церковь (она подсвечивалась) , стало так темно, что хоть глаз выколи! И вот, значит, идём мы фактически наощупь к воротам монастыря, и вдруг фонарик телефона выхватывает золотую мозаику на стене. Видно, что изображены мужчина и женщина в старинных одеждах. "А, - думаю, - Пётр и Феврония, знаем". Но оказалось, что это Симеон и Иулиания Вяземские, и совсем другая история. И вот в кромешной темноте, в безлюдном месте при слабом свете телефонного фонарика я стояла и читала душераздерающий триллер, замаскированный под житие святых.
Князь Семён Вяземский был вассалом князя Юрия Смоленского. Но в 1404 году и Смоленск и Вязьма были захвачены литовскими войсками под командованием Витовта, и оба князя остались бездомными. Их приютил Василий I Московский, предоставив им для проживания Торжок. Надо сказать, что князь Юрий был редкостной сволочью и развратником, а у Семена была красавица жена Юлиания. Увидел её Юрий и решил:
https://coub.com/view/6hmeg И стал её домогаться. Но она его прогнала. Тогда Юрий придумал коварный план: пригласил князя Семена с супругой на пир,а когда они пришли в его палаты, то он убил Семена! И хотел изнасиловать княгиню. Но Юлиания о чём-то таком догадывалась, поэтому прихватила с собой нож, стала отбиваться и ранила Юрия. Он взбесился, убил княгиню, выволок её тело на двор, отрубил руки-ноги и голову и бросил останки в реку Тверцу! Жуткая кровавая драма с убийствами и расчлененкой в обстановке сурового Средневековья.
Ну, потом останки княгини были найдены, Юрий испугался возмездия и сбежал. Но нигде его не принимали, отовсюду гнали, и в конце концов скитания привели убийцу-изгоя к Свято-Никольскому Венёвскому монастырю, где он и умер под забором. Некоторые источники сообщают, что он перед смертью раскаялся в содеянном. Так или не так, но поскольку он был князь Рюрикович, то его похоронили под церковью.
Могильная плита не его, а просто какая-то старая плита 17 века, которую нашли во время ремонта.
Над могилой князя, Юрия икона с изображением святых Симеона и Иулиании Вяземских.
Сторожат, наверное. А то кто его знает, может он ещё и упырь какой был.
Если эта история правдива, то монастырь был основан не позже 1390-х годов.
А напротив могилы князя Юрия - рака с мощами Новгородского архимандрита Пимена.
В 1570 году Иван Грозный предпринял карательный поход на Новгород: он получил сведения, будто в городе зреет измена. Если читать Карамзина, то он в Новгороде устроил полный беспредел с реками крови, если читать Скрынникова, то всё было в рамках тогдашней общемировой практики, но по любому ничего хорошего. А архиепископа Пимена Иван Грозный физически устранять не стал, но подверг его поруганию: немолодого священника одели в скоморошьи одежды, посадили задом наперёд на лошадь и возили по городу. А потом сослали в этот Венёв монастырь. Где его заперли в тесную, маленькую клетушку, в которой даже нельзя было встать и было очень холодно.
Бедный Пимен смог там прожить всего год с небольшим и умер.
Напоминаю, что церковь была построена только в 1698 году, то есть через сто с лишнем лет после смерти Пимена. Но историки говорят, что она могла быть сооружена на подклете более старой церкви , и всё эти артефакты подлинные. Ну что ж, это вполне вероятно.
Храм в советский период некоторое время использовался как склад, поэтому убранство там особо не сохранилось, но есть несколько интересных икон. Например, мозаичный образ святой Елизаветы.
Выполненный в 1898 году в мастерской художественной мозаики в Санкт-Петербурге художником В. А. Фроловым.
В верхнем храме неожиданно весят картины, именно картины, а не иконы, на религиозные темы в западноевропейском стиле. Но они такие тёмные, что трудно понять, что на них изображено.
А ещё есть иконы, выглядящие прям как примитивная живопись. Причём они не такие уж старые - максимум середина 19 века. Я, конечно, понимаю, что в провинции Рафаэли не водились, но настолько простые художества вижу первый раз.
Но ценность иконы не в художественных качествах в первую очередь.
Теперь сам город Венёв.
Самое ухоженное место - Красная площадь.
На ней колокольня Никольской церкви - самое высокое здание в Тульской области. Сама церковь пострадала во время войны, и была разобрана.
Здание Краеведческого музея в палатах 17 века.
Разные купеческие домики 18-19 века
Веневские муралы
Дом(ик) , где останавливался цесаревич Александр Николаевич, будущий Александр II во время поездки по стране.
Там сейчас детская художественная школа.
Ну, если честно, Венёв выглядит лучше Кимр, но над ним ещё работать и работать. Зато там очень активные краеведы!
ПС. Говорят, в Венёве железнодорожная станция еще интересная, но мы туда не дошли.