Я собиралась смотреть живопись, но на пол-дороги душа затребовала паровозов! И вот - уникальный паровоз серии У. Уникальный он, потому что один единственный уцелевший такой паровоз с осевой формулой 2-3-0 выпущенный вначале 20 века. Ну, а ещё он интересен и с инженерной точки зрения.
Как вы сами видите, это не просто паровоз, а Траурный поезд Ленина, потому и уцелел 😉
У меня большие претензии по этому поводу к вождям советской власти: вот что им всём стоило помирать где-нибудь подальше от Москвы?! Ведь, если б тогда каждый такой траурный паровоз сохраняли бы, у нас такая богатая музейная коллекция железнодорожной техники была бы! Но увы, только Ленин сподобился...
Но вернёмся к паровозу. Паровоз серии У был разработан по заказу Уральско-Рязанской железной дороги. Дорога была частная со следующими особенностями: у неё было не очень укреплённое полотно (экономили при строительстве, ясно дело) и довольно много поворотов, причём даже малого диаметра, то есть резких. Поэтому им был нужен мощный, устойчивый паровоз с небольшой нагрузкой. На Путиловском заводе под руководством инженера В. М. Гололобова был разработан паровоз с осевой формулой 2-3-0: двухосная бегунковая тележка как раз позволяет плавно проходить повороты, а больше трёх ведущих осей тогда, по-моему, только у Ов было; и с четырёх цилиндровой компаунд машиной: она давала хорошую мощность и скорость. Компаунд означает, что было два цилиндра высокого и два низкого давления. Причём реализовано было очень интересно: цилиндры низкого давления размещены внутри рамы, и их не видно, а цилиндры высокого давления - снаружи.
Нельзя сказать, что паровоз вышел идеальный, но заказчика более чем устроил: он развивал скорость до 100 км/ч (это в идеале, в реале, конечно, меньше), давление на путь - 16 тонн, у них был очень плавный ход (там ещё как-то по-особенному шатунный механизм был продуман, чтобы гасить инерцию движения колес, но противовесы на колёсах всё равно есть, я видела).
Если обратили внимание на тендер, то он с цистерной, а значит, паровоз работал на мазуте!
Не знаю, всё ли паровозы серии были жидкотопливные, но этот точно. Это было очень прогрессивно для того времени. Конкретно этот был сделан в 1910 году, а всего таких паровозов было выпущено 63 шт, если верить Википедии. Почему у этого номер 127, науке неизвестно.
В общем, прекрасная машина!
Там ещё и родной багажный вагон, но про него в интернете никакой информации. 😢А ведь исторические вагоны ещё более редки, чем паровозы.
А У означает Уральский, конечно. 😀
Click to view
Продолжая про паровоз.
Станция метро Таганская-кольцевая оформлена керамическими медальонами с прославлением подвигов Советской Армии. Что неудивительно, потому что она была открыта вскоре после победы в Великой Отечественной войне в 1950 году. Там есть и "Слава героям-танкистам" и "Слава героям-летчикам". А ещё - "Слава героям-железнодорожникам". И помимо условного профиля на этом панно изображён паровоз с осевой формулой 2-3-0.
Мне это кажется странным и даже загадочным. Паровозов такого типа было выпущено не так уж и мало: это паровозы серии А, Б, Г, Ж, З (только не смейтесь 😀), К, Н, У. Но всё они были разработаны и сделаны ещё в Российской империи. И к 1930-м уже мало подходили для нужд советской промышленности. Их помаленьку списывали или они уходили на переферию железных дорог. К началу войны по рельсам СССР ездили или Су (1-3-1) или Э (0-5-0) . (они тоже родом из РИ, но в СССР их основательно доработали) Не говоря уж об "именных" ИС (1-4-2), ФД (1-5-1) или СО (1-5-0). Обычно на всяких барельефах, украшающих советские здания 30-50 годов изображали именно такие паровозы.
А тут старомодный 2-3-0.Странно.
Не знаю, кто именно был автором панно, посвящённого железнодорожникам. Оформлением станции занимался целый коллектив: скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бржезицкая, З. С. Соколова. И сдаётся мене, кто-то из них явно имел отношение к пресловутому паровозу. Запал он ему в душу, вот и изобразил старый паровоз. Может даже этот самый У - траурный поезд. А что? Он ведь к тому времени давно был общедоступным музейным экспонатом. И таким образом через паровоз показывалась связь между Лениным и героями-железнодорожниками.
А может просто у кого-то из скульпторов папа был машинистом именно такого поезда. 😀
ПС. Мне лично кажется, что это паровоз серии К. Мне так ка-аца.