А. Н. Островский, как дедушка движения хиппи

May 07, 2023 21:42

Считается, что субкультура хиппи зародилась в США в 1960-е годы на фоне протеста против войны во Вьетнаме. «Make love, not war!» - девиз молодежи того времени. «Дети цветов», как их еще называли, жили общинами, ходили босиком в пестрых одеждах, провозглашали духовную свободу, слушали рок-н-рол и музыку для медитации, курили травку, и вообще стремились к жизни, основанной на любви, дружбе и радости.
Хиппи были очень молоды, и казались чем-то новым и свежим, только что зародившимся.

Но на самом деле истинного прародителя движения хиппи следует искать в России во второй половине XIX века. Это не кто иной, как великий русский драматург А.Н.Островский.

Все знают оперу Римского-Корсакова «Снегурочка». Но именно прекрасная музыка классика из «Могучей кучки» мешает различить хиппующие ритмы пьесы Островского. Вчитаемся повнимательнее в текст пьесы.
Уже в самом начале первого действия Весна называет берендеев «беспечными» и говорит, что они предаются «радости любви» в укромных кустарниках. Ей же, но уже осуждающе, вторит Мороз:

Кануны править
Да бражничать, весняки петь, кругами
Ходить всю ночь с зари и до зари,-
Одна у них забота.

Не напоминает ли вам это описание фестиваль хиппи? Вот как, например, сзывает единомышленников на мероприятие Бирюч:

На гульбище, на игрище, на позорище
Венки завивать,
Круги водить, играть-тешиться
До ранней зорьки, до утренней.
Напасены про вас, наготовлены
Пива-браги ячные,
Старые меды стоялые.
А на ранней заре утренней
Караулить, встречать солнце восхожее,
Кланятся Ярилу светлому.

А тем временем палатах Берендея гусляры поют песню пацифистского содержания, противопоставляющую ужасы войны мирной жизни правильных берендеев:

Стрелы дождем по щитам вороненым,
Гремлят мечи о шеломы стальные,
Сулицы скрозь прободают доспехи.
Чести и славы князьям добывая,
Ломят и гонят дружины дружины,
Топчут комонями, копьями нижут.
Лижут
Звери лесные кровавые трупы,
Крыльями птицы прикрыли побитых,
Тугой поникли деревья и травы.
Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава.
Слава

Царь Берендей занимается тем, что расписывает свои палаты цветами и прочими мифологическими сюжетами. Т.е. он исповедует свободное творчество по велению души и всячески украшает окружающее, полагая, что красота спасет мир.

Но основной упор у них делается на любовь. Ведь главная головная боль берендейской коммуны - Снегурочка - она прекрасна, но не способна любить.

И у берендеев сразу же возник когнитивный диссонанс: красота и любовь неразделимы. Тем более все вокруг только и делают, что занимаются любовью. Любвеобильный пастушок Лель откровенно перебегает от одной девушке к другой:

Без ласки жить нельзя же пастушонку!
Не пашет он, не сеет; с малолетства
На солнышке валяется; лелеет
Весна его и ветерок ласкает.
И нежится пастух на вольной воле.
В уме одно: девичья ласка, только
И думаешь о ней.

Да что там Лель, сам Берендей клеится к жене боярина Елене Прекрасной, потому что никак невозможно

Холодным быть, бесстрастным оставаться
При виде жен румяных, полногрудых.

Елена же бегает за Лелем, а ее муж смотрит на это сквозь пальцы:

Пенять и удивляться
Не стану я; прекрасную супругу
Не в первый раз в чужих объятьях вижу.

А все потому что

Не терпит принужденья
Свободный брак.

Неудивительно, что, когда холодная Снегурочка расстаяла, то глава общины с облегчением резюмировал:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут;

Потому что «All you need is love» (трам-парам-парам).

Вот так еще в одна тысяча восемьсот семьдесят третьем году русский драматург Островский сформулировал основные принципы направления, которое спустя сто лет назовут «хиппи». Пора вернуть нашему классику, как всегда опередившему время, пальму первенства и звание лидера молодежного движения.

измышления, улыбка, фигня всякая, Островский

Previous post Next post
Up