Наконец-то я его увидела - круговое паровозное депо Клина! Я знала, что оно где-то недалеко от станции, но мы на ту сторону не ходили. И вот выдалась оказия: я собралась в Москву по причине дождя и чтобы зимнюю куртку наконец-то отвезти. 😃 Дошла до станции, и оказалось, что электричку отменили! Хотя вроде на Яндекс-расписании показывают актуальный вариант. 🤷♀️ Ну ладно. И я решила поехать с пересадкой: сперва до Клина, а оттуда экспрессом до Москвы. Так даже быстрее получилось. Но надо было в Клину ждать полчаса. Вот я и решила за это время метнуться до вожделенного депо.
В своё время это было классическое депо на 22 паровозных "стойла", которые строили на Николаевской железной дороге через каждые 80 вёрст. К тому же Клин был последней пригородной станцией от Москвы, так что ему был просто необходим собственный парк паровозов. Типовой проект депо был создан всё тем же Рудольфом Желязевичем под руководством Константина Тона. Депо было построено одновременно с вокзалом, то есть в 1845-1848-х годах (дорогу запустили в 1851-м).
Мне всегда нравилась эта идея кругового депо. Смысл такой: посредине депо - круглый двор, на котором смонтирован поворотный круг с рельсами. Паровоз проезжал через ворота депо, заезжал на круг, а затем его вручную (!), с помощью специального механизма, конечно, разворачивали "спиной"к свободному стойлу, и он задним ходом туда заходил. Когда нужно было вывести паровоз из депо, то всё действия производились в обратном порядке. Такая конструкция экономила место и рельсы. Обслуживать поворотный круг ставили только самых сильных парней, и, говорят, окрестные девушки специально ходили к депо, чтобы приглядеть себе жениха покрепче. В советское время поворотный круг механизировали: поставили привод с мотором. Так всё и продолжалось до 1941 года, когда в депо попала немецкая бомба. ☹️
После войны депо восстанавливать не стали, а только разобрали разрушенную часть, а в уцелевшей устроили склады, мастерские и прочее. Было депо круглое, стало полукруглое.
Сейчас там какая-то фигня и объявление об аренде на стенке. 😕 А ведь там можно было бы ж/д музей устроить... С паровозами... Эх. Хорошо хоть не совсем руины, и то ладно.
Вот так оно выглядит при подходе. Я всё боялась, что к нему нельзя будет подойти, потому что объекты РЖД обычно прячутся за забором, но нет, доступ свободен.
Это, грубо говоря, фасад, вернее то, что от него осталось. Как я понимаю, именно с этой стороны въезжают и выезжают паровозы. Хотя дверной проём кажется небольшим, так что или я не правильно понимаю, или его перестроили. И то и другое равновероятно. 😃
Идём далее. Тут полукруглый бок с более цивильной стороны. Перекрашенный в этот унылый серый цвет. Не, мне эта корпоративная раскраска конкретно не нравится. И мало того, что подвижной состав в этом цвете, так и здания перекрасили. То ли дело жёлтый с белым или голубой, или даже красный. (только не малино-коричневый сурик - это тоже бе-бе-бе 😃) По проекту Желязевича тут должны быть окна, но, видимо, позднее их превратили в двери для удобства использования.
А вот так выглядит двор. Арки по кругу - это как раз входы в паровозные ангары. А посредине был смонтирован поворотный механизм. Как мне кажется, строение сильно выросло в землю за прошедшие 170 лет. Сверху двор был накрыт высоким нарядным, как было положено в то время, металлическим куполом.
Для порядка - другая полукруглая сторона. Уже (или ещё) некрашенная. Наверное, ту сторону железная дорога использует, а эту мечтает сдать в аренду.
Кстати, в качестве причины, почему клинское депо не стали восстанавливать после войны, обычно указывают на электрификацию дороги и как результат уход с неё паровозов. Но мне кажется, что тут дело не только в этом. Думаю, что депо уже перестало отвечать своим целям уже где-то в 30-е годы. Посмотрите ещё раз на ворота стоил
Лично мне они кажутся небольшими, даже с учётом, что здание могло несколько врасти в землю. Ведь строилось это депо для тех первых паровозов 19 века. Вот для таких
Прям Паровозик из Ромашково! 😀
А к 30-м годам 20 века железнодорожные составы вовсю возили паровозы Су
Или Э
Про таких монстров, как ИС или СО уж и не говорю
И они просто не помещались в старое депо. Тем более, что пригородное движение уже доходило до Твери. Так что вполне возможно, что к Великой Отечественной его уже и не использовали по назначению. Поэтому решили не восстанавливать его в полной мере, а использовать уцелевшую после бомбёжки часть для хозяйственных нужд.
Вотъ.
Говорят, где-то недалеко есть водонапорная башня. Но она не аутентичная, а 50-х годов постройки. Но всё равно надо будет и до неё добраться.